Выставка Persona в Alina Pinsky Gallery предлагает взглянуть на жанр портрета как на диалог — между художником и моделью, произведением и зрителем, между миром внутренним и внешним. В названии — «персона» в юнгианском определении, то есть социально приемлемая маска, которую человек надевает, чтобы адаптироваться к ожиданиям окружающих.
Экспозиция в Alina Pinsky Gallery пытается исследовать сложную игру субъекта и его проекции. Различия подлинного «я» и образа есть ключ к пониманию портрета как явления. Название выставки также отсылает к культовому фильму Ингмара Бергмана «Персона» (1966), где драма личности как раз раскрывается через взаимодействия внутреннего «я» и «маски».
Выставка объединяет шестнадцать авторов разных поколений, работающих в различных медиа: живопись, графика, фотография, вышивка. Смысловым центром экспозиции становится портретная галерея Наталии Турновой (р.1957). Персонажи ее масштабных холстов передают заостренное мироощущение художницы, человеческие страсти, аффекты и комплексы, а насыщенность красок усиливает психологическое напряжение.
В черно-белых фотографиях Василия Кравчука (1956-1997) используется тот же прием close up, что и в картинах Турновой. Лица его героев едва умещаются в кадре, позволяя зрителю фокусироваться на мимике и деталях. В процессе манипуляции с фрагментами портретов — через царапание, пересъёмку и перепечатку — Кравчук доводит апроприированные образы до границ распознаваемости.
Большая фотография Тима Парщикова (р.1983) Camargue относится к главной серии художника Suspence. Снятый на пленку, расфокусированный портрет подчеркивает напряжение, тревожность, кинематографичный саспенс, столь характерные для работ Парщикова.
В серии «Люди на чёрном» Лев Повзнер (р.1939) интерпретирует линию психологического портрета в сюрреалистическом ключе. Эти бледные, искажённые лица, будто проступающие из темноты, зыбкие и безмолвные, — лишены зрения и обращены внутрь себя.
Игорь Шелковский (р.1937) — представлен серией графических «пунктирных» портретов моделей, созданных по мотивам обложек глянцевых журналов 2000-х, а также масками. Шелковский сводит изображения к простым формам — точкам, линиям, геометрическим структурам, из которых рождаются лаконичные образы.
Одним из ключевых произведений выставки является монументальный и выразительный холст Евгения Музалевского (р.1995) «Я хочу, чтобы пчела меня ударила» (2025). Портрет матери сделан по мотивам фотографии его же авторства. Игорь Скалецкий (р.1978) радикально трансформирует портрет, искажая его пространственные характеристики. Его персонажи растянуты, смяты, расплющены, подчинены не законам физики, а внутренней логике субъективного художественного высказывания.
Наташа Хабарова (р.1985) в своих портретах допускает наблюдателя в сокровенное пространство внутренних переживаний. В редком для её практики «Автопортрете» (2012) отведенный в сторону взгляд изображает состояние отчуждённости. Работы погружают в интуитивный мир, где персона одновременно земна и сакральна.
Трансцендентные образы живописных произведений Ирины Старженецкой (р.1943) передаются в динамике и незавершенности. Художница переводит иконографические каноны в абстрактную силуэтность, уходя от портретной конкретности. Елена Филаретова (р.1995) создаёт мерцающие монохромные портреты-призраки, озадачивая зрителя визуально и эмоционально. Владимир Сальников (1948-2015) неожиданно обращается к романтической интонации в портретах женщин, написанных на бумаге. Эти работы фиксируют внимание на естественной, нежной красоте моделей.
Дуня Захарова (р.1987) работает с вышивкой как с медитативной практикой, превращая её из декоративно- прикладного ремесла в художественное высказывание. Её произведения населены существами, похожими на фантастических героев из снов и сказок. Стежок становится для Захаровой инструментом исцеления, ритуала.
Экспозиция включает также работы нонконформиста Евгения Кропивницкого (1893-1979), модернистов Леона Зака (1892-1980), Константина Терешковича (1902-1978) и Николая Синезубова (1891-1956).
Гостями вернисажа стали: Зельфира Трегулова, Алена Долецкая, Андрей Малахов, Татьяна Столяр, Елена Вакуленко-Пинская, Марианна Максимовская, Сергей Капков, Константин и Елена Ремчуковы, Вика Газинская, Сергей и Анастасия Рябцовы, Виктория Чуманова и многие другие.