6 марта 2025 года Фонд Хельмута Ньютона в Берлине откроет свою новую групповую выставку Polaroids в ходе проведения EMOP Berlin 2025 (European Month of Photography). На этой выставке будут представлены работы Хельмута Ньютона и многих других фотографов.
Процесс Polaroid произвел революцию в фотографии в 1960-х годах. Те, кто пользовался камерами Polaroid, часто вспоминают характерный запах проявляющейся эмульсии и магию наблюдения за тем, как изображение мгновенно материализуется. В зависимости от модели камеры некоторые отпечатки проявлялись автоматически, в то время как другие требовали нанесения химического покрытия для фиксации изображения. В этом смысле Polaroid можно рассматривать как предшественника сегодняшней цифровой фотографии — не в техническом плане, а из-за их немедленной доступности.
Polaroid обычно считаются уникальными фотографиями. Эта новаторская технология привлекла восторженных пользователей по всему миру и почти во всех жанрах фотографии — пейзаж, натюрморт, портрет, мода и фотография ню. Хельмут Ньютон был особенно очарован Polaroid фотографией, используя различные Polaroid камеры и моментальные пленочные задники, которые заменили рулонные пленочные кассеты в его среднеформатных камерах. С 1960-х годов и до своей смерти в 2004 году Ньютон в первую очередь полагался на Polaroid для подготовки к модным съемкам.
Эти мгновенные фотографии служили визуальными набросками, помогая проверять условия освещения и совершенствовать его композиции. Несмотря на их роль черновиков, Ньютон посвятил этим изображениям книгу в 1992 году, за которой последовала вторая книга, опубликованная посмертно в 2011 году. Некоторые из Polaroid Ньютона, подписанные как отдельные работы, с тех пор стали высоко цениться на рынке искусства.
Архив Фонда Хельмута Ньютона в Берлине хранит сотни оригинальных снимков Ньютона Polaroid. Тщательно подобранная подборка из этой коллекции курировалась и сопровождалась увеличенными копиями избранных работ. Фотографии расположены в хронологическом порядке, а не по жанру, но они показывают, как Ньютон широко использовал камеры Polaroid во всех областях своей работы на протяжении нескольких десятилетий. Выставка похожа на заглядывание в альбом одного из самых влиятельных фотографов XX века. Она приглашает посетителей представить себе творческий процесс Ньютона, от первоначальных концепций до финальных изображений.
На новой групповой выставке Polaroid Ньютона демонстрируются вместе с работами 60 дополнительных фотографов, включая подборки из обширной коллекции Polaroid OstLicht в Вене. Куратор Маттиас Хардер имел полную свободу черпать из этого исторического архива, который был спасен от аукциона в 2010 году Питером Кельном, основателем WestLicht Vienna, после банкротства Polaroid. Эта международная коллекция, хранящаяся в компании Polaroid более 20 лет, включает в себя около 4 400 работ 800 фотографов.
Берлинская выставка демонстрирует широкий спектр процессов и форматов Polaroid — SX-70, Polacolor 20 x 24, FP-100 и Polaroid T808 — а также экспериментальные обработки отдельных отпечатков и более крупных картин. Немецкая художница Пола Сивердинг представлена своей серией Valet в малом формате SX-70 Polaroid, которая представляет собой крупные планы мужчин-борцов.
Напротив, итальянский художник Маурицио Галимберти известен своими монументальными мозаиками Polaroid, физически сложным процессом, в котором он одержимо обводит свой объект — будь то человек, здание или цветок — фиксируя мельчайшие детали на отдельных изображениях. Позже он собирает эти фрагменты в единые композиции, которые кажутся трехмерно развернутыми.
Две серии голландской художницы-фотографа Марике Шурман также исследуют экспериментальные методы, используя увеличенные струйные отпечатки, полученные с помощью SX-70 Polaroid. Toxic исследует район добычи лигнита в Лаузице, к югу от Берлина, где добыча угля оставила кратеры, заполненные очень кислой водой. Шурман сфотографировала эти искусственные озера с помощью камеры Polaroid и проявила отпечатки SX-70 в воде озер с низким pH, что кардинально изменило их цвета. Во второй серии, Expired, цвета давно просроченной пленки Polaroid сливаются друг с другом, создавая характерное взаимодействие.
Нью-йоркский фотограф Чарльз Джонстон выпускает малоформатные публикации Polaroid с нерегулярными интервалами, каждая из которых представляет собой самостоятельный фотографический рассказ. Некоторые проекты, например, посвященные Монике Витти, запечатлены как виды камеры с экрана и позже переплетены в книги. Другие серии, например, Escape, подразумевают сотрудничество с живыми моделями и были сфотографированы на пленэре в таких местах, как бассейн в северной части штата Нью-Йорк. Результатом этих проектов являются уникальные книги художника, некоторые из которых включают C-отпечатки Polaroid в качестве специальных изданий. Подборка этих книг представлена в центральной витрине на выставке.
Американский фотограф Шейла Мецнер, известная чувственными портретами, натюрмортами и ню, созданными в виде отпечатков Фрессона, ранее выставляла свои работы в Фонде Хельмута Ньютона. Теперь впервые представлены ее Polaroid. Эти мгновенные изображения, взятые из личной коллекции Ньютонов, дают представление о творческом процессе Мецнер, раскрывая её использование Polaroid в качестве композиционных исследований — техника, похожая на подход Хельмута Ньютона.
Независимо от того, представлена ли она как часть серии, отдельное изображение, монументальная мозаика Polaroid или книга художника, новая выставка Polaroids является самой обширной презентацией этого фотографического процесса, увиденной в Берлине за последние годы. Текущая выставка, Berlin, Berlin. 20 Years Helmut Newton Foundation, на первом этаже музея, будет открыта до 16 февраля 2025 года.
Наряду с этой крупной юбилейной выставкой Helmut Newton Foundation представляет pop-up выставку Berlin, Berlin. Часть 3 / Aino Kannisto and Karen Stuke в проектной комнате музея.