Автор : Алексей Романов
14 март 2024 г.
 

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина представляет новый выставочный проект «Анна и Теофил» в Мемориальной квартире Святослава Рихтера (ул. Большая Бронная, дом 2/6). Камерная выставка откроется в день рождения пианиста, 20 марта. Проект посвящен Анне Павловне Москалёвой и Теофилу Даниловичу Рихтеру, а также их большой семье, объединившей русских дворян и немецких колонистов, в которой никогда не иссякала любовь к музыке, театру, живописи.

На выставке «Анна и Теофил» будут продемонстрированы экспонаты из фондов ГМИИ им. А.С. Пушкина, прежде всего, из коллекции и архива Святослава Рихтера и отдела графики, а также из собрания Российского национального музея музыки. Особый интерес представляют уникальные архивные документы конца XIX — начала XX века. Среди них редкие семейные фотографии, приглашение на бракосочетание Анны Москалёвой и Теофила Рихтера в Киеве, дипломы выпускника Венской консерватории по классам фортепиано и композиции Теофила Даниловича, его музыкальные рукописи, а также сочинения Святослава Теофиловича, посвященные родителям.

Чрезвычайно показательны рисунки членов семьи Москалёвых-Рихтер. Здесь полные самоиронии зарисовки нищенского быта 1920-х годов, наброски интерьеров комнат, силуэты и портреты родных, выполненные рукой тети Мэри (Тамары Москалёвой), рисунок Анны Рихтер на пьеске, посвященной Светику, виды Житомира, работы Теофила Рихтера и пастели, сделанные в Одессе юным Святославом.

Тамара Павловна Москалёва 18981984. Силуэт Святослава Рихтера за роялем. Одесса. 1930 е. ГМИИ им. А.С. Пушкина

Помимо материалов, связанных с Житомиром и Одессой (Кабинет и Спальня Н.Л. Дорлиак), самостоятельный раздел выставки (Столовая) посвящен Вене, годам учебы Теофила Рихтера в Венской консерватории и его музыкальному окружению. На стене можно будет увидеть его живописный портрет, выполненный австрийским художником Анджело Трентином.

Теофил Данилович Рихтер 18721941. Зеленый хутор. Кирха. Житомир. 1900 е. ГМИИ им. А.С. Пушкина

Здесь же расположатся гравюры Луиджи Казимира и Рудольфа фон Альта с видами Вены конца XIX — начала XX века. Особое место занимает альбом Теофила Рихтера с фотографиями старой Вены, который Святослав в юном возрасте постоянно изучал в Одессе. По воспоминаниям Рихтера, отец был истовый вагнерианец, а также интересовался современной музыкой. В витрине представлены фотография Рихарда Вагнера и клавир его оперы «Зигфрид», фотопортреты Густава Малера и Франца Шрекера, с которым Теофил Рихтер учился в Венской консерватории.

Анджело Трентин 18501912. Теофил Данилович Рихтер. Вена. 1900 е. ГМИИ им. А.С. Пушкина

В конце 1980-х Святослав Рихтер в мельчайших подробностях рассказывал Валентине Чемберджи о своем детстве, членах семьи и о родителях, определивших его судьбу: «Папа был очень сдержанный, и когда я в первый раз его увидел, то сразу (хотя и маленький) почувствовал: европеец. Папа ужасно боялся сцены, потому что редко (в отличие от Вены) выступал. Поэтому мама велела мне играть при гостях обязательно все, что я мог и хотел… Так я и стал сочинять. Мама была очень умнохитрая. Папа по вечерам всегда занимался, по два-три часа. Я сидел на коленях у мамы (чувство защищенности), — в этот период я привязался к маме по-настоящему… Папа занимался, и вдруг у меня шелохнулась внутри эмоция, и мне показалось: начали распускаться, на глазах, цветы, мне и сейчас так кажется. Ноктюрн № 5, Fis-dur (Шопен). Так меня ударила музыка».

Теофил и Анна Рихтер с новорожденным Святославом около лютеранской кирхи. Житомир. Март апрель 1915. ГМИИ им. А.С. Пушкина

Топ статей

Читать больше