Автор : Людмила Скарульская
06 июль 2025 г.
 

В Мультимедиа Арт Музее при участии Фонда Still Art открылись новые выставки биеннале «Мода и стиль в фотографии - 2025». Это персональная выставка фотоживописца золотой эры советской интеллигенции Валерия Плотникова, мастера глянцевой фотографии Данила Головкина, короля папарацци Бенни Бариллари и других авторов.

Выставка «Герои своего времени» проходит в ходе биеннале «Мода и стиль в фотографии - 2025» в пространстве Мультимедиа Арт Музея, Москва, долгосрочного партнера Фонда. Монография «Валерий Плотников» продолжает уникальную серию альбомов, издаваемых Фондом Still Art в рамках программы по популяризации советских и российских мэтров фотографии.

«Просветительская деятельность всегда была одним из приоритетов для Фонда. Мы на постоянной основе поддерживаем наследие великих классиков советской фотографии — в серии монографий уже вышли авторские книги Наума Грановского, Владимира Лагранжа, Александра Родченко, Андрея Князева и Владимира Степанова, а избранные ретроспективы с огромным успехом были показаны Фондом в городах России.

Новый альбом посвящен творчеству Валерия Плотникова — замечательного мастера портретной фотографии, перед объективом которого позировала вся творческая элита второй половины прошлого века. Мы рады представить эталонные кадры фотографа широкой общественности в стенах МАММ, нашего давнего и дорогого партнера», — комментирует Елена Карисалова, основатель Фонда Stll Art.

Владислав Лисовец МАММ STILL ART 2025

Влад Лисовец

Героями Плотникова становились как признанные мастера, олицетворявшие целую эпоху в истории страны, так и восходящие звезды. Его фотографии стали важным визуальным свидетельством времени, позволяющим проследить развитие национальной культуры второй половины XX — начала XXI века.

Работы происходят из коллекции Фонда. Каждая фотография в альбоме специально подписана самим автором для Елены Карисаловой и Фонда Still Art. Авторский текст для книги подготовил специальный представитель президента России по международному культурному сотрудничеству, экс-министр культуры России Михаил Швыдкой.

Фонд Still Art совместно с Мультимедиа Арт Музеем, Москва представили персональную выставку «Мода как спектакль» Данила Головкина, одного из самых известных и востребованных российских fashion-фотографов. Выставочный проект показывается в ходе биеннале «Мода и стиль в фотографии». Спустя шесть лет после первой ретроспективы работ автора, и выпуска первого авторского альбома Фонд вновь обращается к творчеству Данила, чтобы раскрыть новые грани его таланта и показать безграничный художественный диапазон.

Олег Шаран ICON LIFE МАММ

Олег Шаран

В выставочном проекте Данила Головкина демонстрируются 64 работы: как артовые проекты, так и знаковые для фотографа серии с участием звезд, среди которых Наталья Водянова, Марк Эйдельштейн, Юра Борисов и другие. Специально для выставки художник Андрей Бартенев, ставший одним из героев съемок Головкина, создал уникальные инсталляции, благодаря которым каждый посетитель сможет попробовать себя в роли фотографа или модели.

Выставка Дамира Жукенова, одного из самых ярких представителей новой волны российских фэшн-фотографов, также обещает стать одной из точек притяжения сезона. За его плечами 15-летний опыт работы с крупнейшими глянцевыми журналами и звездами отечественного шоу-бизнеса, а также совместное с известным стилистом и фэшн-редактором Вадимом Галагановым участие в международной биеннале «Мода и стиль в фотографии — 2021» в МАММ.

Главным и неиссякаемым источником вдохновения для Жукенова остается архетип сильной женщины: независимой, свободной, бесстрашной. Прототипами его героинь становятся как реальные исторические или современные личности, так и мифические существа, вроде пленительных русалок и сирен. Проект «История одной танцовщицы», с которым Жукенов победил в четвертом сезоне грантовой программы Фонда Still Art по фэшн-фотографии, посвящен женщинам, изменившим историю танца в XX веке и ставшим иконами моды и стиля.

Игорь Гаранин STILL ART 2025

Игорь Гаранин

Серия фотографий отсылает к образам великих танцовщиц Айседоры Дункан, Лои Фуллер и Маты Хари, роль которых сыграла ведущая солистка балета Большого театра Мария Виноградова. Жукенов обращается к эстетике голливудского кинематографа, хореографии свободного танца и модной фотографии первой трети XX века. Его снимки — оммаж выдающемуся художнику-сюрреалисту, пионеру фэшн-фотографии Ман Рэю, творчество которого Жукенов досконально изучил в процессе подготовительной работы. 

В новом проекте «Между царствами» (2025), созданном специально для выставки в МАММ, Дмитрий Булин обращается к русскому фольклору и обрядовым мотивам. Сегодня русская сказка — главный тренд современной отечественной культуры. Она служит неисчерпаемым ресурсом для художников, продюсеров и режиссеров, модных дизайнеров. Повышенный спрос на сказку делает ее не только предметом изучения и интерпретации, но и зачастую упрощает до аттракциона. Как чуткого и тонкого художника, Булина отличает вдумчивый, бережный подход к материалу, понимание его многослойности и глубины.

Изучая русские сказки, былины, предания и другие жанры фольклора, Булин пластически переосмысливает их сквозные темы и образы. В частности, в фокусе его внимания оказываются ключевые для сказки мотивы дуальности, двоемирия, трансцендентного перехода, метаморфоз. Герои Булина путешествуют между двумя мирами: земным и потусторонним, водным и подводным — в сопровождении птиц Сирин, Алконост и других мифических существ.

Ксения Ермоленко Павел Табаков STILL ART 2025

Ксения Ермоленко, Павел Табаков

Во время работы над проектом фотограф опирался на исследования знаменитого филолога и фольклориста Владимира Проппа. В своей программной работе «Морфология сказки» (1928) Пропп изучал, как устроена волшебная сказка. Он проанализировал сто произведений из наиболее полного сборника «Народные русские сказки» ученого и собирателя фольклора Александра Афанасьева и обнаружил, что все они обладают универсальной структурой повествования. Так, у сказочного персонажа есть семь основных ролей (герой, вредитель, даритель, помощник, отправитель, царевна (или ее отец), ложный герой) и 31 функция (запрет — нарушение, преследование — спасение и т. д.). Открытия Проппа до сих пор используют писатели, сценаристы, разработчики видеоигр во всем мире.

Также не пропустите выставку «Король папарацци» классика итальянской фотожурналистики Рино Бариллари. В его объектив попадали звезды первой величины: Одри Хепбёрн, Элизабет Тейлор, Брижит Бардо, Софи Лорен, Вуди Аллен, Клаудия Шиффер, Джордж Клуни, Брюс Уиллис. За годы работы Бариллари и сам превратился в знаменитость, став воплощением феномена папарацци. Снимая любимцев публики без предупреждения в неформальной обстановке, он регулярно оказывался участником потасовок: 165 раз попадал в больницу, 12 раз ему ломали ребра, разбили 78 фотоаппаратов и 40 вспышек.

Само слово «папарацци» появилось благодаря режиссеру Федерико Феллини: в его знаменитом фильме «Сладкая жизнь» (1960) одного из героев — навязчивого фоторепортера — звали Папараццо. Вскоре имя стало нарицательным. Символично, что, по одной из версий, именно Феллини присвоил Рино Бариллари титул «короля папарацци».

Полина Аскери STILL ART 2025

Полина Аскери

Наряды, кинодивы, ночные прогулки в прекрасных декорациях величественного города — dolce vita, «сладкая жизнь», которую так точно увидел через свой объектив и запечатлел для истории Рино Бариллари. За сенсационные снимки газеты и журналы платили щедро: яркая жизнь богатых и знаменитых интересовала читателей. Благодаря папарацци они словно убеждались: и у «небожителей» есть недостатки. Подход Бариллари и его коллег к съемке был основан на том, чтобы показать любимцев публики в обычной жизни, вне тщательно выверенного образа звезды.

Молодой, ловкий Бариллари научился снимать «на лету» с близкого расстояния. Он быстро понял, что обычный снимок звезды, согласной сфотографироваться, не произведет большого впечатления, поэтому поджидал артистов и ослеплял их вспышкой. Знаменитость закрывала лицо рукой, пряталась, словно что-то скрывала — сенсация! И хотя некоторые селебрити, понимая важность внимания прессы, сами провоцировали скандалы, часто вторжение в частную жизнь не нравилось героям публикаций. Впервые с объектом своей съемки — номинантом на «Оскар» Питером О’Тулом — Бариллари подрался в 1963 году. Сейчас, когда фотографу уже 80, он ждет начала судебного процесса над Жераром Депардье. Актер накинулся на Бариллари в римском кафе на знаменитой виа Венето в мае 2024 года.

Решительность, способность рисковать, профессиональное чутье и умение оказаться в нужном месте быстрее других (чему служили прослушивание радио на полицейской частоте и обширный круг знакомых во всех районах и заведениях Рима) в дальнейшем помогли Рино Бариллари стать действительно большим, значимым репортером. Он работал в ведущих ежедневных газетах Il Messaggero и Tempo, и его фотографии стали частью визуальной летописи итальянской истории.

Светлана Тегин STILL ART 2025

Светлана Тегин

Фотографии: Николай Зверков, Денис Шумов

O Still Art Foundation

Still Art Foundation — Фонд, основанный Еленой Карисаловой в 2018 году, управляет самым масштабным собранием западной фотографии XX–XXI веков в России. С 2019 года Фонд ведет образовательную, издательскую и выставочную деятельность в области фотографического искусства и активно поддерживает российскую fashion-фотографию.
Выставки работ из коллекции Фонда проходили в стенах Государственного Эрмитажа, Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Мультимедиа Арт Музея, Москва, Московского музея современного искусства (ММОМА), Центра Фотографии имени братьев Люмьер, а также на музейных и выставочных площадках Петербурга, Казани, Екатеринбурга, Красноярска и других городов нашей страны.

Топ статей

Читать больше