В Мультимедиа Арт Музее при участии Фонда Still Art открылись новые выставки биеннале «Мода и стиль в фотографии - 2025». Это персональная выставка фотоживописца золотой эры советской интеллигенции Валерия Плотникова, мастера глянцевой фотографии Данила Головкина, короля папарацци Бенни Бариллари и других авторов.
Выставка «Герои своего времени» проходит в ходе биеннале «Мода и стиль в фотографии - 2025» в пространстве Мультимедиа Арт Музея, Москва, долгосрочного партнера Фонда. Монография «Валерий Плотников» продолжает уникальную серию альбомов, издаваемых Фондом Still Art в рамках программы по популяризации советских и российских мэтров фотографии.
«Просветительская деятельность всегда была одним из приоритетов для Фонда. Мы на постоянной основе поддерживаем наследие великих классиков советской фотографии — в серии монографий уже вышли авторские книги Наума Грановского, Владимира Лагранжа, Александра Родченко, Андрея Князева и Владимира Степанова, а избранные ретроспективы с огромным успехом были показаны Фондом в городах России.
Новый альбом посвящен творчеству Валерия Плотникова — замечательного мастера портретной фотографии, перед объективом которого позировала вся творческая элита второй половины прошлого века. Мы рады представить эталонные кадры фотографа широкой общественности в стенах МАММ, нашего давнего и дорогого партнера», — комментирует Елена Карисалова, основатель Фонда Stll Art.
Влад Лисовец
Героями Плотникова становились как признанные мастера, олицетворявшие целую эпоху в истории страны, так и восходящие звезды. Его фотографии стали важным визуальным свидетельством времени, позволяющим проследить развитие национальной культуры второй половины XX — начала XXI века.
Работы происходят из коллекции Фонда. Каждая фотография в альбоме специально подписана самим автором для Елены Карисаловой и Фонда Still Art. Авторский текст для книги подготовил специальный представитель президента России по международному культурному сотрудничеству, экс-министр культуры России Михаил Швыдкой.
Фонд Still Art совместно с Мультимедиа Арт Музеем, Москва представили персональную выставку «Мода как спектакль» Данила Головкина, одного из самых известных и востребованных российских fashion-фотографов. Выставочный проект показывается в ходе биеннале «Мода и стиль в фотографии». Спустя шесть лет после первой ретроспективы работ автора, и выпуска первого авторского альбома Фонд вновь обращается к творчеству Данила, чтобы раскрыть новые грани его таланта и показать безграничный художественный диапазон.
Олег Шаран
В выставочном проекте Данила Головкина демонстрируются 64 работы: как артовые проекты, так и знаковые для фотографа серии с участием звезд, среди которых Наталья Водянова, Марк Эйдельштейн, Юра Борисов и другие. Специально для выставки художник Андрей Бартенев, ставший одним из героев съемок Головкина, создал уникальные инсталляции, благодаря которым каждый посетитель сможет попробовать себя в роли фотографа или модели.
Выставка Дамира Жукенова, одного из самых ярких представителей новой волны российских фэшн-фотографов, также обещает стать одной из точек притяжения сезона. За его плечами 15-летний опыт работы с крупнейшими глянцевыми журналами и звездами отечественного шоу-бизнеса, а также совместное с известным стилистом и фэшн-редактором Вадимом Галагановым участие в международной биеннале «Мода и стиль в фотографии — 2021» в МАММ.
Главным и неиссякаемым источником вдохновения для Жукенова остается архетип сильной женщины: независимой, свободной, бесстрашной. Прототипами его героинь становятся как реальные исторические или современные личности, так и мифические существа, вроде пленительных русалок и сирен. Проект «История одной танцовщицы», с которым Жукенов победил в четвертом сезоне грантовой программы Фонда Still Art по фэшн-фотографии, посвящен женщинам, изменившим историю танца в XX веке и ставшим иконами моды и стиля.
Игорь Гаранин
Серия фотографий отсылает к образам великих танцовщиц Айседоры Дункан, Лои Фуллер и Маты Хари, роль которых сыграла ведущая солистка балета Большого театра Мария Виноградова. Жукенов обращается к эстетике голливудского кинематографа, хореографии свободного танца и модной фотографии первой трети XX века. Его снимки — оммаж выдающемуся художнику-сюрреалисту, пионеру фэшн-фотографии Ман Рэю, творчество которого Жукенов досконально изучил в процессе подготовительной работы.
В новом проекте «Между царствами» (2025), созданном специально для выставки в МАММ, Дмитрий Булин обращается к русскому фольклору и обрядовым мотивам. Сегодня русская сказка — главный тренд современной отечественной культуры. Она служит неисчерпаемым ресурсом для художников, продюсеров и режиссеров, модных дизайнеров. Повышенный спрос на сказку делает ее не только предметом изучения и интерпретации, но и зачастую упрощает до аттракциона. Как чуткого и тонкого художника, Булина отличает вдумчивый, бережный подход к материалу, понимание его многослойности и глубины.
Изучая русские сказки, былины, предания и другие жанры фольклора, Булин пластически переосмысливает их сквозные темы и образы. В частности, в фокусе его внимания оказываются ключевые для сказки мотивы дуальности, двоемирия, трансцендентного перехода, метаморфоз. Герои Булина путешествуют между двумя мирами: земным и потусторонним, водным и подводным — в сопровождении птиц Сирин, Алконост и других мифических существ.
Ксения Ермоленко, Павел Табаков
Во время работы над проектом фотограф опирался на исследования знаменитого филолога и фольклориста Владимира Проппа. В своей программной работе «Морфология сказки» (1928) Пропп изучал, как устроена волшебная сказка. Он проанализировал сто произведений из наиболее полного сборника «Народные русские сказки» ученого и собирателя фольклора Александра Афанасьева и обнаружил, что все они обладают универсальной структурой повествования. Так, у сказочного персонажа есть семь основных ролей (герой, вредитель, даритель, помощник, отправитель, царевна (или ее отец), ложный герой) и 31 функция (запрет — нарушение, преследование — спасение и т. д.). Открытия Проппа до сих пор используют писатели, сценаристы, разработчики видеоигр во всем мире.
Также не пропустите выставку «Король папарацци» классика итальянской фотожурналистики Рино Бариллари. В его объектив попадали звезды первой величины: Одри Хепбёрн, Элизабет Тейлор, Брижит Бардо, Софи Лорен, Вуди Аллен, Клаудия Шиффер, Джордж Клуни, Брюс Уиллис. За годы работы Бариллари и сам превратился в знаменитость, став воплощением феномена папарацци. Снимая любимцев публики без предупреждения в неформальной обстановке, он регулярно оказывался участником потасовок: 165 раз попадал в больницу, 12 раз ему ломали ребра, разбили 78 фотоаппаратов и 40 вспышек.
Само слово «папарацци» появилось благодаря режиссеру Федерико Феллини: в его знаменитом фильме «Сладкая жизнь» (1960) одного из героев — навязчивого фоторепортера — звали Папараццо. Вскоре имя стало нарицательным. Символично, что, по одной из версий, именно Феллини присвоил Рино Бариллари титул «короля папарацци».
Полина Аскери
Наряды, кинодивы, ночные прогулки в прекрасных декорациях величественного города — dolce vita, «сладкая жизнь», которую так точно увидел через свой объектив и запечатлел для истории Рино Бариллари. За сенсационные снимки газеты и журналы платили щедро: яркая жизнь богатых и знаменитых интересовала читателей. Благодаря папарацци они словно убеждались: и у «небожителей» есть недостатки. Подход Бариллари и его коллег к съемке был основан на том, чтобы показать любимцев публики в обычной жизни, вне тщательно выверенного образа звезды.
Молодой, ловкий Бариллари научился снимать «на лету» с близкого расстояния. Он быстро понял, что обычный снимок звезды, согласной сфотографироваться, не произведет большого впечатления, поэтому поджидал артистов и ослеплял их вспышкой. Знаменитость закрывала лицо рукой, пряталась, словно что-то скрывала — сенсация! И хотя некоторые селебрити, понимая важность внимания прессы, сами провоцировали скандалы, часто вторжение в частную жизнь не нравилось героям публикаций. Впервые с объектом своей съемки — номинантом на «Оскар» Питером О’Тулом — Бариллари подрался в 1963 году. Сейчас, когда фотографу уже 80, он ждет начала судебного процесса над Жераром Депардье. Актер накинулся на Бариллари в римском кафе на знаменитой виа Венето в мае 2024 года.
Решительность, способность рисковать, профессиональное чутье и умение оказаться в нужном месте быстрее других (чему служили прослушивание радио на полицейской частоте и обширный круг знакомых во всех районах и заведениях Рима) в дальнейшем помогли Рино Бариллари стать действительно большим, значимым репортером. Он работал в ведущих ежедневных газетах Il Messaggero и Tempo, и его фотографии стали частью визуальной летописи итальянской истории.
Светлана Тегин
Фотографии: Николай Зверков, Денис Шумов
O Still Art Foundation
Still Art Foundation — Фонд, основанный Еленой Карисаловой в 2018 году, управляет самым масштабным собранием западной фотографии XX–XXI веков в России. С 2019 года Фонд ведет образовательную, издательскую и выставочную деятельность в области фотографического искусства и активно поддерживает российскую fashion-фотографию.
Выставки работ из коллекции Фонда проходили в стенах Государственного Эрмитажа, Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Мультимедиа Арт Музея, Москва, Московского музея современного искусства (ММОМА), Центра Фотографии имени братьев Люмьер, а также на музейных и выставочных площадках Петербурга, Казани, Екатеринбурга, Красноярска и других городов нашей страны.