Автор : Алексей Романов
22 апр 2022 г.
 

ГМИИ им. А.С. Пушкина представляет выставку «Между землей и небом», на которой будут экспонироваться произведения из его собрания и коллекции Галины Маневич. В залах Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков можно будет увидеть офорты Рембрандта Харменса ван Рейна и Франсиско Гойи, работы Василия Чекрыгина и Эдуарда Штейнберга. Выставка состоит из четырех разделов, объединенных темой размышления человека о вечных противоречиях нашего мира.

В разные эпохи художники осмысляли проблему конечности бытия и стремления к обретению вечности, воплощали в своем творчестве темы падения и искупления, отчаяния и надежды. Проект приурочен к 85-летию со дня рождения Эдуарда Штейнберга. Выставку открывает серия из 18 офортов Франсиско Гойи (1746–1828) «Диспаратес» («Нелепицы»), созданных в поздний период жизни художника. В работах ощутимы потеря веры в разумность бытия и трагическая растерянность, но в то же время чувствуется противостояние темным и иррациональным силам. Причудливые и таинственные видения Гойи не просто приоткрывают внутренний мир гения, но позволяют зрителю пережить его духовный опыт – опыт преодоления отчаяния через творчество.

Второй раздел выставки посвящен русскому художнику Василию Чекрыгину (1897–1922). Ему, как и Гойе, только почти сто лет спустя, пришлось пережить гражданскую войну и разруху. В своих поисках Чекрыгину удалось подняться от глубокого отчаяния до светлой идеи всеобщего воскрешения, которой он вдохновился благодаря учению философа-утописта Николая Фёдорова. Художественный язык Чекрыгина отличается лаконизмом и использованием минимума выразительных средств. В экспозиции представлены рисунки углем, который был излюбленным материалом художника, в том числе, композиции из программного цикла «Воскрешение мёртвых».

Между землей и небом в залах ГМИИ им. А.С. Пушкина 2

В следующем разделе выставки представлены работы Эдуарда Штейнберга (1937–2012), который спустя почти полвека словно повторил в своем творчестве путь Василия Чекрыгина – от скорби об умерших до созерцания, проникнутого любовью и памятью. Штейнберг создал свой уникальный стиль, в котором соединил пластику авангарда и философию символизма. Художник часто использовал гуашь, создавая контрастные, геометрически-лаконичные композиции. Важную роль в экспозиции занимает «Деревенский цикл» – портреты жителей деревни Погорелки, где жил художник. Глубокие размышления Штейнберга о земле и религии сопряжены с личными переживаниями об уходе каждого человека.

Завершает экспозицию раздел с поздними офортами великого голландского художника Рембрандта ван Рейна (1606–1669). К его творчеству в разные периоды жизни обращались и Франсиско Гойя, и Василий Чекрыгин, и Эдуард Штейнберг. Сферы земли и неба в его работах словно смыкаются, образуя «всемирное пространство», где противоположности соединяются вновь, и свет несет в себе обещание спасения.

Выставку будет сопровождать образовательная программа.

Между землей и небом в залах ГМИИ им. А.С. Пушкина

История собрания графики ГМИИ им. А.С. Пушкина.

С 1873 года центром, где аккумулировались первые поступления рисунков, стал Гравюрный кабинет Румянцевского музея – первого публичного художественного музея Москвы. Его фонды пополнялись за счет пожертвований частных лиц, а с 1918 по 1924 год – за счет поступления национализированных частных коллекций. Когда в 1924 году Румянцевский музей был закрыт, его графические коллекции передали в Музей изящных искусств, открывшийся для публики в 1912 году и тогда же ставший обладателем небольшой, но ценной коллекции рисунков.

В межвоенные десятилетия Музей изящных искусств (с 1932 – Музей изобразительных искусств) продолжил собирать рисунки старых европейских мастеров и художников первой половины XIX века. Важнейшими эпизодами в этот период были поступления рисунков из бывшей коллекции Д.И. Щукина (1927), из Эрмитажа (1930) и из Государственного Исторического музея (1935). Кроме того, в 1930-х годах музей целенаправленно собирал рисунки русских и советских художников.

После закрытия в 1948 году Государственного музея нового западного искусства, его графическая коллекция была целиком передана в ГМИИ. Более 600 рисунков западных мастеров конца XIX – первой половины XX века пополнили собрание Пушкинского музея, существенно изменив профиль отдела графики ГМИИ и придав ему более широкий, разносторонний характер. В последующие десятилетия важнейшим источником пополнения фонда рисунков в ГМИИ были дары коллекционеров. Свои работы дарили музею и сами художники, а также их наследники и люди из их ближнего окружения. Так после смерти Эдуарда Штейнберга его вдова Галина Маневич передала серию работ художника в коллекцию ГМИИ им. А.С. Пушкина. А в 2016 году мастерская Эдуарда Штейнберга в Тарусе стала частью музея.

 

Топ статей

Читать больше

COSCO – это база!

Средства молодого российского бренда COSCO созданы для простого, понятного, доступного и…
Автор: Людмила Скарульская