Автор : Олег Шаран
26 окт 2021 г.
 

Осенью посетителей ГМИИ им. А.С. Пушкина ждет двойное событие: Пушкинский впервые представит современную графику из собрания Центра Помпиду и даст возможность российскому зрителю познакомиться с эталонной частной коллекцией современного рисунка. Начиная с 26 октября, в семи залах первого этажа Галереи искусства Европы и Америки XIX–XX веков будет экспонироваться часть обширного собрания Флоранс и Даниэля Герлен, которое в 2012 году знаменитые коллекционеры передали в дар Центру Помпиду – Национальному музею современного искусства. 

На выставке посетители увидят действительно выдающуюся коллекцию, состоящую из более чем 200 произведений графики, в том числе работы Фабриса Ибера, получившего «Золотого льва» на Венецианской биеннале 1997 года, и Кики Смит, американской художницы, одной из наиболее заметных фигур феминистского искусства, а также рисунки Кристиана Болтански, Жерара Гаруста, Джузеппе Пеноне, Сильвии Бэхли, Павла Пепперштейна, Александра Пономарева и многих других представителей мира современного искусства. 

Талант коллекционера Даниэль перенял от деда, парфюмера Жака Герлена, обладавшего одним из крупнейших собраний полотен импрессионистов. Сегодня, вместе со своей супругой Флоранс, Даниэль продолжает традицию знаменитого предка, формируя коллекцию актуального искусства своего времени. Когда в 1994 году парфюмерный дом Guerlain был приобретен холдингом LVMH, у четы Герлен появились новые возможности реализации своей давней страсти: они создали фонд, а чуть позже учредили премию в области рисунка.

Изначально Fondation d’Art Contemporain Daniel & Florance Guerlain располагался в загородном поместье семьи, в 40 километрах от Парижа. В специально построенном пространстве супруги экспонировали произведения из своего собрания, там же открыли литографскую и граверную мастерские. Удивительное место, где аристократическая жизнь соседствовала с подлинными шедеврами мирового искусства. Именно там директор Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина Марина Девовна Лошак познакомилась с семьёй Герлен и была заворожена коллекцией, которую мы сейчас можем увидеть. 

Valeria Nibiru. Bez nazvania. 2010 2011.Akvarel i cernila na bumage. 12 x 175 sm

Ещё одна удивительная инициатива семьи Герлен – The Daniel and Florence Guerlain Drawing Prize – премия в области современного рисунка, учрежденная коллекционерами в 2006 году. Начиная с 2010 года она вручается ежегодно в рамках парижского Салона рисунка одному из трех современных художников, отобранных жюри, которое состоит из коллекционеров, музейных хранителей, директоров музеев и регулярно подвергается ротации. Из предложенных экспертной комиссией кандидатов выбираются 3 финалиста, имена которых объявляются каждый декабрь в залах Школы изящных искусств. В конце марта, после представления работ финалистов на специальном стенде Салона рисунка, объявляется победитель. Он получает денежный приз в размере €15 000, а его работа поступает в собрание графики Центра современного искусства имени Жоржа Помпиду.

Директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Лошак отмечает: «Выставка рисунка из коллекции Центра Помпиду – это больше, чем возможность познакомить российскую публику с первыми именами мира современной графики. Работы, переданные в дар семьей Герлен одному из крупнейших музеев мира, – пример эталонного частного собрания, и для нашего музея большая честь показать его в своих залах. Показать не только саму коллекцию, но и то, как частные коллекционеры работают с государственными музеями. Мы не всегда об этом задумываемся, но ведь без коллекционеров – не только их финансовой поддержки, а в первую очередь их художественного провидения – не сформировалось бы ни одного по-настоящему выдающегося музейного собрания». 

Kristian Boltanski. Metalliceskaa masina.1974.Pastelcvetnoj karandas voskovoj mel na fotografii. 100 x 74 sm

Кроме того, зритель в полной мере сможет оценить богатство и многообразие коллекции супругов Герлен, большую часть которой составляют не единичные рисунки того или иного художника, а целые графические серии. «Наш подход – собрать наиболее интересные произведения, созданные в разных странах мира, особенно понравился кураторам музея. В одной коллекции Центр Помпиду приобрел полную палитру того, что происходило и происходит в области графики второй трети ХХ века и начала XXI столетия, – комментирует собрание Флоранс. – Сегодня мир коллекционеров так устроен, что в каждой стране отдают приоритет своим художникам – русские предпочитают русских, американцы – американцев, китайцы – китайцев. Парадоксально, но французы самые открытые для международного искусства. Мы не сконцентрированы на национальном искусстве. Конечно, в нашей коллекции немало французских художников, но нам интересно все, что происходит в этой области в мире».

Ullafon Brandenburg. Sergej Dagilev.2009. Akvarel na bumage.147x114 sm

Наконец, российской публике представится уникальная возможность не только познакомиться с образцовым частным собранием рисунка, но и узнать, как работает графический кабинет Центра Помпиду, один из богатейших отделов Национального музея современного искусства по количеству хранящихся в нем произведений, и в то же время – один из самых скрытых от глаз зрителя. Когда в 1977 году Центр Помпиду был торжественно открыт, в отделе графики хранилось около 5 000 произведений, сегодня же он насчитывает около 30 000 листов.

По словам Йонаса Сторва, директора и хранителя графического кабинета Центра Помпиду, «с тех пор коллекция существенно изменилась, значительно обогатилась и действительно стала живой памятью творческой мысли графиков разных стран XX и начала XXI веков». Во Франции существует три важнейших собрания графики: кабинет графики Лувра, отдел эстампов Национальной библиотеки, являющийся эталонным, и графический кабинет Центра Помпиду. Как отмечает Йонас Сторв, «присутствие Национального музея современного искусства в этом списке свидетельствует о значении собрания произведений на бумаге – коллекции, сложившейся, впрочем, относительно недавно». 

Современная графика из собрания Центра Помпиду

Увидеть графические произведения, авторы которых – первые имена современного искусства, из частной коллекции Даниэля и Флоранс Герлен, а также составить представление о работе одного из важнейших музейных собраний рисунка – графическом кабинете Центра Помпиду российская публика сможет с 26 октября 2021 по 30 января 2022 года в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–ХХ веков. 

Современная графика из собрания Центра Помпиду 3

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина – один из крупнейших в России музеев зарубежного искусства. В коллекции насчитывается около 700 тысяч произведений разных эпох от Древнего Египта и античной Греции до начала XXI века. В Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков представлена одна из самых известных в мире коллекций импрессионистов и постимпрессионистов из собраний Сергея Щукина и Ивана Морозова. Отдел графики ГМИИ им. А.С.Пушкина – один из старейших в музее. Его фонды — это богатейшее собрание гравюр, рисунков, книг, плакатов, прикладной графики. В запасниках Отдела хранится более 380 тысяч графических произведений отечественных и зарубежных мастеров XV-XXI вв., в числе которых работы Дюрера, Рембрандта, Калло, Рубенса, Ренуара, Пикассо, Матисса, Брюллова, Фаворского, Дейнеки, Утамаро, Хокусая, Хиросиге.

Современная графика из собрания Центра Помпиду 4

Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду (фр. Centre national d’art et de culture Georges-Pompidou), Центр Жоржа Помпиду (фр. Centre Georges-Pompidou), Центр Помпиду или Бобур — культурный центр в квартале Бобур 4-го округа Парижа между кварталами Ле-Аль и Маре. Открыт с 1977 года, создан по инициативе французского президента Жоржа Помпиду. Деятельность центра посвящена изучению и поддержке современного искусства и искусства XX века в различных его проявлениях (изобразительныe искусства, танец, музыка и пр.). Центр является третьей по посещаемости культурной достопримечательностью во Франции после Лувра и Эйфелевой башни. Центр Помпиду включает в себя парижский Музей современного искусства, большую библиотеку, концертные и выставочные залы, Институт исследования и координации акустики и музыки.

Топ статей

Читать больше