Открытое театральное пространство «Арт-платформа» представляет свой авторский проект — драматический спектакль о кризисе внутри и снаружи современного человека «Погружение» в постановке Дмитрия Бикбаева по одноименной пьесе молодого драматурга Андрея Горбатого-младшего. Премьера состоится 18 и 19 ноября 2022 года в выставочном зале «Новый Манеж».
В новой работе авторы исследуют сегодняшнюю реальность, кризис правды и, как следствие, кризис внутри современного общества и человека. Герои и вызовы, с которыми они сталкиваются, безусловно знакомы сегодняшним зрителям. Именно к ним, как к третейским судьям, и будут взывать персонажи, в надежде прояснить друг для друга новые правила жизни, в которых почти не остаётся места персональной свободе и личным границам.
События в спектакле разворачиваются в настоящем времени. В центре сюжета противоборство мужчины и женщины, результатом которого становится полное разрушение внутреннего мира обоих. В погоне за внешним признанием каждый готов пожертвовать буквально всем, даже жизнью. Тем печальнее пришедшее в финале постановки осознание того, что истинные ценности жизни сокрыты именно внутри, где у героев осталась только выжженная земля.
Отдельным акцентом в спектакле звучит рефлексия на тему нового общественного навыка, получившего название «культура отмены». Бескомпромиссный и лишенный всякой здравой логики конвейер по развешиванию ярлыков, оголтелому определению правых и виноватых без какого-либо анализа и критического мышления, отрицание презумпции невиновности как таковой.
«Это очень личная постановка для меня. В ней и мой эмоциональный опыт, и моя гражданская позиция. Я пытаюсь очистить понятие правды от постылых толерантных формулировок. Пытаюсь найти истину, обрамлённую в объективную реальность, в актуальные чаяния современного человека, нуждающегося в искусстве как в источнике вопросов, которые он боится задать даже наедине с самим с собой. Я хочу, чтобы и герои, и зрители посмотрели в искривлённое отражение реальности и серьезно задумались об открывающейся перспективе будущего, которое, как мне видится, таит в себе, жернова самой сути человека и человечности как таковой», – рассказывает Дмитрий Бикбаев, автор и режиссер спектакля.
Проект «Погружение» реализуется при поддержке Российского фонда культуры и станет уже второй собственной премьерой Арт-платформы в новом сезоне. Актриса театра и кино Екатерина Рокотова, известная по ролям в сериалах: «Высокие ставки», «Игра», «Невский. Охота на Архитектора» и другим, приглашает на новый спектакль со своим участием и в предверии премьеры любезно согласилась ответить на наши вопросы.
— Почему зритель должен увидеть новый спектакль «Погружение», и кто она, ваша героиня?
— Потому что это современная история о нас и о трансформациях нашего общества. В спектакле есть не только история любви, но и отношения детей и их родителей. Когда, благодаря влиянию и поступкам окружающих, человек теряет собственные ориентиры. У каждого из героев своя цель. Один хочет быть авторитетом, превратив партнёра в зависимого человека, другой строит отношения, не учитывая желания другого. Всё это разрушает и тебя как личность, и любимого.
Чтобы этого избежать, нужно уметь разговаривать и слышать друг друга. Но, к сожалению, чаще на первом плане личные интересы и карьера, а не семья и базовые ценности. Моя героиня — это женщина, которой приходится искать внутренние компромиссы потому что её душа и тело хотят разного. Она зависима от собственных страхов и желаний, поэтому весь спектакль ей предстоит знакомство с самой собой. Для достижения целей она выбирает пути, которых сама не ожидала, но таковы обстоятельства, в которых она оказывается….
— Как вы относитесь к современному феномену культуру отмены?
— Я думаю, что публичный человек должен нести ответственность за свою позицию и поступки, так как он оказывает влияние на мнение публики. Но, к сожалению, есть и много спекуляций на этот счёт, когда публичный человек становится заложником обстоятельств и людей. Есть много примеров, когда человека «поднимают на вилы» и разрушают жизнь.
Для меня это очень неоднозначный вопрос. Сейчас под «синдром отмены» можно попасть как «за дело», так и по той причине, что твоя позиция просто не совпадает с современными тенденциями. И, если раньше об этом знали только по округе, то сейчас за считанные секунды информация разлетается по всему миру. И уже никуда не деться: интернет делает свое дело.
— Есть ли в вашей жизни люди, которых вы бы «отменили»?
— В моей жизни таких примеров не было. Но лично я сталкивалась с ситуацией, когда меня пытались шантажировать. Писали моему агенту и мне, требуя деньги за неразглашение якобы «провокационной информации». Несколько раз пытались взломать соцсети и даже перевыпускали номер моего телефона. Это очень неприятные ситуации, которые заставляют делать личную жизнь действительно личной и думать о своей безопасности. Поэтому я теперь так определила свои границы, что не делюсь никакой личной информацией в СМИ или социальных сетях. Это мой выбор!
— Есть ли границы у всепрощения и нужно ли оно?
— Это зависит от ситуации. Есть вещи которые я, например, простить не смогу. И как показывает жизненный опыт, всепрощение и вседозволенность обычно приводят к тому, что человек повторяет свой поступок, уверенный, что ему опять все сойдёт с рук. У каждого свой выбор, но я сторонник того что нужно делать выводы о том, готов ли ты с этим человеком двигаться по жизни дальше. Глупо думать, что можно перевоспитать сложившуюся личность. Ты либо принимаешь готовый набор качеств, либо нет.
— Изменила ли вас или ваше отношение к каким-то вещам подготовка к спектаклю?
— Нет, скорее наоборот укоренило мое отношение к моим личным базовым ценностям. Злость, обиды и страхи всегда несут в нашу жизнь разрушения. И внешние и внутренние. Мы всегда получаем то, что транслируем в этот мир, поэтому нужно оставаться на светлой стороне несмотря ни на что.
— Меняется ли современный зритель?
— Да, меняется. Сейчас аудитория очень помолодела, театр стал привычным местом проведения досуга, а не какими-то невероятным событием. Да и зритель стал более чутким и думающим. Это очень ценно.
— Чтобы бы вы изменили в современном российском театре?
— Точно ничего. Сейчас российский театр один из самых прогрессивных и многогранных в мире. У нас есть и огромное культурное наследие, и то что мы создаём именно сейчас. Театр — живой организм, который высвечивает изменение общества, отражает его.
Фотографии предоставлены PR-службой: Елена Комарова, Анна Касьянова, из личного архива.