Автор : Олег Шаран
02 сен 2020 г.
 

Баварская государственная опера открыла новый сезон 1 сентября премьерой «7 смертей Марии Каллас» Марины Абрамович. Путь к премьере был непростым. Марина Абрамович совершила в течение жизни несколько сумасшедших подвигов. Однако, ей не удалось организовать премьеру новой оперы в разгар пандемии, а получившееся в итоге произведение представляет собой оперную вариацию Lego, где стыки созидающих оперу блоков видны невооружённым взглядом.

За свою многолетнюю карьеру сербская мать перформансов проходила более 1000 миль по Великой Китайской стене, поджигала пропитанную бензином пентаграмму, позволяла зрителям делать со своим телом всё, что придёт в голову, месяцами сидела совершенно неподвижно в Музее современного искусства в Нью-Йорке. 

Абрамович очень много работала в Мюнхене над созданием «7 смертей Марии Каллас». Сочетая в себе элементы видео и перформанса, произведение объединяет семь известных арий, связанных с Каллас, и новую музыку сербского композитора Марко Никодиевича, известного российским зрителям по «Дягилевскому фестивалю». Лучшие хиты Каллас сочетаются с произведениями, созданными непосредственно Абрамович. Каждая ария сопровождается короткометражным фильмом, в котором Абрамович играет вместе с голливудским актером Уильямом Дефо. Зритель сможет увидеть характерные символы, которые повторяются на протяжении всей жизни матери перфоманса – ножи, змеи, огонь, облака. К кульминации оперы личности двух женщин настолько переплетаются между собой, что бедному зрителю будет сложно понять, о какой из двух див идет речь.

7 смертей Марии Каллас опера

Премьера «7 смертей Марии Каллас» стала кульминацией одержимости Марины великой Каллас, которая началась, когда Абрамович было 14 лет. Впервые она услышала пение дивы по радио на кухне своей бабушки на территории тогдашней Югославии и была практически загипнотизирована. Для оперы Абрамович выбрала разнообразные арии, начиная с «Addio del passato» из «Травиаты» и заканчивая «Casta Diva» из «Norma», чтобы отразить разные эмоциональные состояния героинь. С режиссером видеоклипов Набилем Эльдеркиным Марина поработала над созданием короткометражных фильмов, которые демонстрируются на сцене во время живых выступлений певцов. А уже в ноябре 2019 она успела записать в Лос-Анджелесе короткометражные фильмы с Уильямом Дефо, чтобы произведение выглядело так, как было задумано. Костюмы Burberry для оперы создал Рикардо Тиши.

Дефо говорит о том, что познакомился с Абрамович, когда играл с Wooster Group, экспериментальной труппой Нью-Йорка. В начале двухтысячных Абрамович жила в кооперативе в том же здании в центре города, что и театр, и частенько приходила смотреть его спектакли. Они подружились, а затем вместе работали над «Жизнь и смерть Марины Абрамович», постановкой авангардного режиссера Роберта Уилсона. В семи видео для премьеры Дефо играет любовника или убийцу героини Абрамович (Флория Тоска, Чио-Чио-сан, Кармен, Дездемона, Норма, Виолетта Валери, Лючия Аштон); во всех из них Абрамович в финале умирает. Различаются только способы убийства дивы.

Больше новостей в нашем telegram-канале Icon Life, подпишитесь, чтобы узнавать первыми! 

12MARINA 2 superJumbo

 В одном из видео Дефо душит Абрамович питоном под звуки «Ave Maria», которую поет Дездемона незадолго до того, как её задушит главный персонаж в «Отелло» Верди. На другом видео Дефо наносит удар Абрамович под Хабанеру (L'amour est un oiseau rebelle) из «Кармен». Опера Бизе создала очередной образ трагической героини, убитой на сцене. Женщины умирали в опере с самого зарождения этого вида искусства, но публика не видела материализации процесса умерщвления вплоть до XIX века. «Я знаю её много лет, и мне нравится участвовать в её работах. Если она хочет, чтобы я её убил, что ж, это большая честь», - сообщил Дефо.

«7 смертей Марии Каллас» призывают аудиторию подумать о неизбежности смерти героини на сцене, но Абрамович сказала, что не хочет, чтобы это воспринималось как критика женоненавистничества в опере. Марина заявила, что она не феминистка, но смерть женщины на сцене «драматичнее» и «красивее», чем смерть мужчины.

У Каллас, чье страстное мастерство помогло возродить репертуар бельканто начала XIX века, который практически исчез к середине XX века, в её собственной жизни не было недостатка в драматургии. У неё были бурные отношения с импресарио, публикой и прессой; она резко худела и теряла свой невероятно чувствительный голос.Потом был бурный роман с миллиардером Аристотелем Онассисом. Они встретились, когда Каллас была замужем за итальянским бизнесменом Джованни Баттистой Менегини, и начали отношения, которые превратились в широко разрекламированный любовный треугольник с Жаклин Кеннеди (позже Жаклин Кеннеди Онассис). После смерти Онассиса в 1975 году Каллас стала затворницей в своей парижской квартире, где умерла от сердечной недостаточности в 1977 году,  в возрасте всего 53 лет.

«Она не хотела больше жить. На самом деле она умерла из-за любви и я чуть не умерла из-за любви, поэтому я понимаю, что это значит», - говорит Абрамович. Марина говорит о том, что, когда её итальянский муж, художник Паоло Каневари, ушел от неё около десяти лет назад, она была в отчаянии, перестала есть, пить и не хотела больше жить. Работа была единственным, что её спасло. «Но Каллас бросила даже свою работу. И в этом большая разница между ней и мной. Я не могла бросить свою работу», - говорит она. 

Прямая онлайн–трансляция события состоится 5 сентября на сайте Bayerische Staatsoper.

 

 

Топ статей

Читать больше