Автор : Людмила Скарульская
28 март 2021 г.
 

H&M, NikeAdidas и даже люксовый Burberry оказались в центре политической бури в Китае, напугав инвесторов, которые внимательно следят за ключевым мировым рынком, который оказался не готов к критике собственной дискриминационной политики в отношении мусульманских меньшинств, которую осуждают мировые правозащитные организации.

Мировым розничным гигантам грозит бойкот в Китае из-за позиции, которую они заняли против предполагаемого использования принудительного труда уйгуров для производства хлопка в Синьцзян-Уйгурском автономном районе после того, как Европейский Союз, США, Великобритания и Канада ввели санкции против китайских чиновников за нарушения прав человека в СиньцзянеКитайские селебрити начали расторгать контракты с западными брендами,  осудившими концлагеря, а H&M, второй по величине в мире ритейлер одежды, был в одночасье удален с сайтов электронной коммерции в Китае. Для H&M Group китайский рынок является третьим по величине после Германии и США, но не только H&M понёс убытки, которые нельзя было запланировать.

Больше новостей в нашем telegram-канале Icon Life, подпишитесь, чтобы узнавать первыми! 


Акции Nike упали более чем на 3% на Уолл-стрит в США, акции Adidas упали более чем на 6% во Франкфурте. В Лондоне Burberry потеряла более 4%. Акции H&M на родине в Швеции также упали почти на 2%. Возмущение китайской общественности и бойкот западной продукции были вызваны гневным осуждением в социальных сетях, связанных с правящей Коммунистической партией, заявления H&M с сообщением о принудительном труде в Синьцзяне.  

HM Group statement on due diligence

 
Реакция последовала незамедлительно: в китайских приложениях карт и сервисов теперь не отображаются магазины H&M; при вызове такси невозможно выбрать магазин H&M; поиск магазинов H&M в Apple Maps и Baidu Maps также не выдает никаких результатов. Медийный удар по шведскому гиганту тоже был впечатляющим: ведущие центрального телевидения Китая объяснили, что буквы H и M в названии бренда в китайском языке внезапно стали идентичны словам, обозначающим ложь и фальсификацию, призвав бойкотировать одежду европейского производителя. 
 
Uniqlo, Burberry, Adidas, Nike, Calvin Klein, Converse также отказались покупать хлопок, произведенный поставщиками из Синьцзян-Уйгурского автономного района. После чего сразу 11 китайских селебрити-амбассадоров демонстративно разорвали свои контракты с западными компаниями, самые крупные онлайн-ритейлеры закрыли магазины H&M, а создатели игры Honour of Kings венчурная компания Tencent отказались от сотрудничества с Burberry по дизайну скинов для героев, о премьере которых с помпой было объявлено на прошлой неделе. Складывается ощущение, что после показательной порки H&M именно Burberry стал «‎вторым мальчиком для битья» для китайских властей, ведь теперь расторгли свои контракты с компанией и её амбассадоры: актриса Чжоу Дунъюй и герой популярных дорам и модель Сун Вэй Лун.
 
Но были в этой ситуации и коллаборационисты. До того, как в Китае начались проблемы с высказываниями представителями бренда своей позиции, Inditex ((Zara, Massimo Dutti, Stradivarius)) присоединилась к коллегам по рынку и опубликовала заявление на сайте, в котором говорилось о том, что она «не потерпит принудительного труда на производствах». Однако, в прошлую среду, когда поднялась буря, которая смела H&M, Inditex незамедлительно убрала заявление c собственного сайта, после чего правозащитные организации и медиа обвинили испанскую корпорацию в игнорировании нарушений прав уйгуров в Синьцзяне ради собственных коммерческих интересов.
 
После успешной атаки на H&M государственные СМИ Китая теперь нацелились на другие крупные бренды, которые ранее имели смелость сказать правду. Правозащитные группы неоднократно обвиняли Пекин в содержании уйгуров и других мусульманских меньшинств в лагерях «перевоспитания», где они вынуждены производить продукты, которые используются в глобальных технологических и розничных цепочках поставок: от хлопка до якобы волос, которые состригаются при поступлении в лагеря и потом используются в изготовлении дорогостоящих париков.
 
Недавние санкции США и других западных стран в отношении Синьцзяна вызвали новый отпор со стороны правительства Китая, которое называет лагеря «центрами профессионального обучения», якобы предназначенных для борьбы с бедностью и религиозным экстремизмом. Однако, аналитики считают, что реакция Китая на компании, высказывавшиеся по Синьцзяну, может быть краткосрочной и быть акцией устрашения, но не реальной войной по запрету компаний. И мы действительно это видим: акции H&M выросли на 1% в начале торгов в пятницу, в то время как акции Nike на премаркете выросли примерно на 1,5%. 
 
Этот затянувшийся эпизод является напоминанием о проблемах, с которыми сталкиваются западные бренды, пытаясь завоевать гигантскую аудиторию китайских потребителей. На долю Китая в 2019 году приходилось примерно 5% продаж H&M, при этом уже в 2020 объём продаж в Китае, который справился с результатами пандемии быстрее, чем Европа и тем более США,  вырос до внушительных 10%. А ведь в такой сложный период, когда рынок останавливается и компании с внушительной историей разоряются, даже 5% кажутся успехом. При этом стоит учитывать, что люксовые бренды, такие как Burberry, предусматривают любые риски, и в своём годовом отчете Burberry указала «любое существенное изменение потребительских привычек в Китае» ключевым риском для продаж.
 
Напряженность между США и Китаем, которая стала заметной в эпоху Трампа, никуда не делась, поскольку администрация Байдена и её союзники заняли не менее жёсткую позицию в отношении Пекина. Это создаёт проблемы для западных компаний, работающих на китайском рынке. Кроме того, такие торговые войны только укрепляют позиции местных конкурентов, которые больше ориентируются на региональные вкусы и могут избежать разногласий по политическим мотивам, принимая любую позицию властей коммунистической страны и охотно поддерживая её для упрочнения материальной платформы своих бизнесов.

Топ статей

Читать больше

Time to Cashmere

Time to cashmere – это актуальный дизайн в традиционной элегантности с изюминкой в деталях,…
Автор: Людмила Скарульская