Компания H&M хочет превратить вашу старую одежду во что-то новое, чтобы дать ей второй шанс и всё это в течение всего лишь пяти часов.
Ритейлер из Швеции собирается предоставить покупателям в своем флагманском магазине в Стокгольме возможность сдавать использованную одежду, которую он затем на глазах изумлённой общественности превращает в один из трёх различных предметов одежды. Покупатели смогут принести одежду, которая им не нужна, которую очистят и поместят в роботизированную машину под названием Looop. Машина разбирает одежду на фрагменты, измельчая её на волокна, которые затем используются для создания новой одежды.
Эти усилия предпринимаются на фоне растущего объема отходов одежды во всём мире и растущей обеспокоенности по поводу того, как быстро мода влияет на него. H&M, которая в 2021 году закроет 250 из 5000 своих магазинов, заявила, что процесс переработки позволяет обрабатывать более одного предмета одежды одновременно, не использует воду или химикаты и лишь иногда может потребовать добавления сырья из экологически чистых источников, но надеется, что эта доля будет как можно меньше. Весь процесс занимает около пяти часов и виден покупателям, поскольку машина обладает прозрачными стенками.
На данный момент покупатели могут выбрать один из трех предметов, в который будет переработана за сумму от 11 до 16 долларов их старая одежда и это свитер, детское одеяло или шарф. H&M заявила, что в настоящее время такая система переработки доступна только в Швеции, где находится H&M. Хотя система Looop может помочь в распространении информации об отходах одежды и их переработке и популяризировать её, на данный момент ей явно не хватает масштабов, чтобы оказать хоть какое-либо широкое влияние на сокрашение объемы отходов одежды, образующихся ежегодно. Согласно последним данным, опубликованным на сайте Агентства по охране окружающей среды, в США в 2017 году образовалось 16,9 миллиона тонн текстильных отходов. Уровень рециркуляции составил всего 15,2 процента, при этом было переработано всего 2,6 миллиона тонн.
«Быстрая мода оказала влияние на создание таких гигантских объёмов отходов, потому что большая часть такой одежды сделана из синтетических материалов, которые не могут быть легко переработаны»,- говорит Джеки Кинг, исполнительный директор вторичных материалов и вторичного сырья Ассоциации текстиля. H&M и другие гиганты fast fashion, такие как Zara, в последние годы предприняли некоторые шаги для сокращения текстильных отходов. Так, в 2013 году H&M запустила глобальную программу сбора одежды во всех своих магазинах и поставила цель к 2030 году делать всю одежду, продаваемую в её магазинах, из переработанных или экологически чистых материалов. В настоящее время этот показатель составляет 57%, согласно данным компании.
Покупатели могут сдать бывшую в употреблении одежду, обувь и аксессуары и в более чем 1300 магазинах Zara. В прошлом году Zara объявила, что к 2025 году весь хлопок, лен и полиэстер, используемые компанией, будут органическими, полученными из экологически чистых источников или переработанными. «Одним из главных факторов, влияющих на потребление одежды, являются продавцы fast fashion. Крупные компании, такие как H&M и Zara, могут оказать действительно большое трансформирующее влияние на отрасль и потребителей, если они будут лидерами в содействии изменениям», - сказала Дебора Дрю, аналитик и ведущий специалист по социальному влиянию глобальной исследовательской некоммерческой организации World Resources Institute.