В начале апреля завершился крупнейший праздник часов Watches&Wonders, который длился неделю и стал важной точкой отсчета для индустрии. Все компании к началу нового сезона подошли с большим энтузиазмом. Их можно понять, зная, что цифры экспорта в 2022 году установили очередной рекорд в $26,822 млрд. (+11,4%). Ковидные ограничения канули в прошлое и число посетителей выставок (а их проходило одновременно несколько) увеличилось. Потеря российского рынка никак не отразилась на общем настроении и лишь избранным журналистам и ритейлерам из России удалось приехать в Женеву.
Лично для меня эта неделя началась ещё в воскресенье 26 марта с презентации однокнопочного хронографа De Bethune в отеле Beaux Rivage, показом новинок Maurice Lacroix лично их СЕО Стефаном Вайзером, продолжилась запуском нового бренда JC Biver на ферме Жан-Клода Бивера в окружении друзей и коллег легенды индустрии, душевной беседой в M.A.D. Gallery и вечеринкой, организованной командой молодого и перспективного бренда Byrne. Задел получился бодрый!
Кого и где искать
После ухода в небытие выставки в Базеле, Женева стала выставочным центром индустрии. Консолидирующим мероприятием, вокруг которого нарос массив выставок поменьше, стала Watches&Wonders, представляющая весь цвет отрасли. 48 брендов под одной крышей, начиная от крупнейших независимых Patek Philippe, Rolex, Hermes, Chanel, включая бренды конгломератов роскоши Richemont Group и LVMH, заканчивая небольшими ателье, которые только недавно вошли в большую игру и чьи имена я слышал впервые: Charles Zuber, Beauregard, Charriol. Вход на выставку в первые дни был доступен только профессионалам индустрии в лице прессы и ритейлеры, а два финальных дня 1 и 2 апреля были отданы для посещения широкой публике. Примечательно, что билеты были распроданы заблаговременно и более 12 тысяч людей посетили Palexpo всего за два дня.
В пространстве HEAD собрались бренды второго дивизиона: Armand Nicolet, Perrelet, Sinn, Pierre de Roche, Milus, Paul Picot и другие. 25 часовых мастеров и часовщиков из AHCI, Академии независимых часовщиков, сосредоточились в выставочном центре L’Iceberg. Среди них был наш известный мастер Константин Чайкин, и кандидат в академики из Петербурга Антон Суханов.
Представителей другой части независимых небольших марок Bianchet, LeRhone, Schwarz Etienne, Singer можно было встретить в выставочном пространстве FERT. А в лучших отелях вдоль набережной гостей ждали другие бренды: Jacob & Co и JC Biver в отеле Four Seasons, в Beaux-Rivage разместились De Bethune, Byrne, Artime, Bausele, Ikepod, Doxa, HYT, Vulcain, Claude Meylan. В отеле President Bulgari не только представили новинки, но и подготовили замечательную выставку своих выдающихся моделей, а также устраивали вечеринки в стиле коктейлей по-итальянски.
Последний раз я в Женеве в 2019-м и мне было важно отметить, чем живет и чем собирается жить индустрия в ближайший год. В первый же день бросились в глаза несколько общих тенденций.
Цвет
Во-первых, времена черно-белых циферблатов ушли в прошлое. Каждый бренд, даже самый консервативный, раскрашивает свои часы во все цвета радуги. Пожалуй, нельзя выделить какой-то главный цвет, ведь набор у всех примерно одинаков: синий, зеленый, желтый, оранжевый, розовый.
Размер
Мода на крупные корпуса проходит и многие марки озаботились уменьшением диаметров. Можно уверенно сказать, что 39 мм – это новые 42 мм несколько лет назад. Конечно, обладатели больших запястий и любителей заметных часов легко могут найти на свой вкус модели у U-boat, Panerai, Bell&Ross (даже Chanel выпустила женские часы диаметром 50 мм), но общая тенденция бросается в глаза.
Материал
Интересно, что титан всё больше и больше завоёвывает запястья. Одни бренды полностью переходят на титановые корпуса. Например, Le Rhone все свои часы отныне делает в титане. Другие добавляют титан к другим материалам: стали и золоту.
Время независимых
В Женеве я встретил достаточно много брендов, чьи имена я либо слышал впервые, либо впервые познакомился лично. Пожалуй, самый экзотический – это Bausele (Beyond Australian Elements) из Австралии. Хотя он достаточно известен: был основан в Сиднее в 2011, в 2015 выставлялся в Базеле, в 2021 году бренд был выбран для создания официальных часов Королевских ВВС Австралии в 2021 году. В коллекции OceanMoon IV в дополнительной заводной головке, расположенной на 4 часах, добавлен настоящий австралийский песок, а на задней крышке гравировка круглой Луны над ровной гладью океана. Средняя стоимость часов составляет 700 евро.
Другой пример – это марка Artime. Незадолго до выставки свет увидели два прототипа ART01. Это скелетонированные часы с турбийоном с двойной спиралью и отделкой мостов согласно правилам высокой часового искусства. Сложный корпус состоит из титана и сапфира. Стоимость часов около 195 тысяч франков.
Также отмечу марку Byrne, впервые публично заявившую о себе в августе прошлого года на Geneva Watch days. Их вращающиеся индексы модели GyroDial Zero позволяют часам меняться: арабские цифры переворачиваются и превращаются римские или просто в метки. Стоимость таких часов начинается от 17500 евро.
Beauregard работает на стыке часового и ювелирного мастерства. Модель Beauregard Flying Tourbillon выполняется под заказ и может быть украшена любыми драгоценными или полудрагоценными камнями.
Стиль Kross X Studio легко узнаваем, прежде всего это центральный турбийон, во-вторых часы имеют четкое отношение к кино, потому что компания работает в сотрудничестве с Lucasfilm и Warner Bros. Отсюда и понятно появление моделей. вдохновленных «Звездными войнами», «Бэтманом» или «Играми престолов».
Новое поколение
На часовую арену выходит новое поколение и это дети известных в индустрии фамилий. 22-летний Пьер Бивер вместе с отцом запустили новую марку, о которой говорилось довольно давно, но презентация которой состоялась на ферме Биверов 26 марта. Пьер очень уверенно держится на сцене во время импровизированного интервью с отцом, легко шутит и демонстрирует глубокое понимание индустрии. Стоит ли удивляться, ведь его отец-легенда более 50 лет в часовом деле. Их часы с репетиром и турбийоном предлагаются по цене 520 тысяч франков. При производстве 12 часов в год, более 30 моделей уже продано и лист ожидания продолжает расти.
Бенджамин Арабов два года назад стал СЕО марки Jacob&Co. Вместе с отцом он проводил презентации в отеле Four Seasons, тусовался на вечеринке, позировал фотографам и давал интервью. Именно при его руководстве аккаунт Jacob & Co. в социальных сетях достиг 3,7 миллионов подписчиков, часть из которых стала реальными клиентами. О чем говорят цифры отчетов: с 2020 по 2022 год зафиксирован рекордный рост выручки на +132%.
Конечно, во время выставки большое внимание было приковано к самым дорогим часам – Billionaire Timeless Treasure, украшенных 425 желтыми бриллиантами общим весом 216,89 карат и зелеными цаворитами. Механизм скелетона с турбийоном украшен ещё 57 желтыми бриллиантами багетной огранки. Стоимость часов составляет умеренные 20 миллионов долларов (1 641 868 000 российских рублей)
Одри Раффи тоже не первый год помогает отцу. В декабря прошлого года Паскаль Раффи окончательно выкупил Bovet 1822 и сделал марку исключительно семейной компанией. Второй год подряд семья приглашает на свои встречи с отель La Reserve, добраться до которого можно без пробок и с ветерком на лодке. Там в лучших традициях гостеприимства вас угостят блюдами высокой кухни, покажут все новинки и проведут с вами столько времени, сколько нужно – в лучших традициях настоящих ценностей роскоши. Для изготовления исключительной модели Bovet 1822 Virtuoso XI – первой полностью скелетонированной модели марки – уходит до двух месяцев работы 60 мастеров. Очевидно, что выпуск этих часов весьма ограничен.
В итоге
В этом обзоре я хотел дать представление о том, что происходило в Женеве с 26 марта по 3 апреля (в этот день я посетил мастерскую Akrivia). Стоит, конечно, более подробно остановится на новинках отдельных брендов. Хочется особенно отметить, что российские журналисты не были допущены на презентации Patek Philippe и Rolex, но на витринах марок все новинки были представлены и с ними можно было познакомиться.
Атмосфера истинного праздника часов пронизывала всё окружающее пространство: люди приехали со всех точек мира, была организована масса мероприятий как для профессионалов, так и для жителей и гостей города, а социальные сети были забиты информацией о новинках. После выставки я проспал 12 часов, но, спустя неделю, придя в себя, уже начинаю скучать по этому празднику человеческого гения и тщеславия, которое умещается на нашем запястье. К счастью, организаторы уже пригласили на весеннюю выставку в 2024 году, так что до скорой встречи!
Photos: Konstantin Startsev