Автор : Олег Шаран
22 авг 2020 г.
 

В Санкт-Петербурге на «Ленфильме» открылось новое пространство «Кинокорнер», в котором по выходным будут проходить концерты, уроки и лекции. Всё под открытым небом в одном из дворов Петроградки, где раньше были только стройка, двенадцать голубей и дворник Карим. Мы встретились с актрисой Алисой Гребенщиковой, чтобы поговорить про новое место и не только.

До встречи Алиса в течение часа читала стихи перед сотней гостей, которые почти не дышали, чтобы услышать каждое слово, органично ложащееся между стальным небом и древними стенами с граффити ушедших киноидолов Советского Союза поверху.

Строгое чёрное платье, алого цвета туфли, стихи про смерть и любовь, идеальная причёска и серьги, подчёркивающие пронзительные глаза. Алиса Гребенщикова: дочь великого рокера, чьи поклонники заслуженно ставили О между инициалами отца БГ в питерских подворотнях восьмидесятых; драматическая актриса, успевающая играть в театре и сериалах; просветитель, заново открывающая жителям страны всех возрастов (привет восьмилетнему Макару с открытия «Кинокорнера») в своём проекте «Амазонки поэзии» шедевры Ахматовой, Гиппиус, Цветаевой, Берггольц. Сегодня она откроется вам с другой стороны. 

— Почему для города важно открытие площадки и кластера «Кинокорнер»?
 
— У сегодняшнего молодого поколения есть скептическое отношение к происходящему в российском кинематографе. Происходящему как сейчас, так и к советскому кинонаследию. И граффити на стенах нового пространства, сделанные молодым ребятами, напоминают об этом наследии в современной и доступной форме. Что интересно, советские актёры изображены именно в тех образах, которые теперь принято называть каноническими. Молодые люди, которые сюда приходят, возможно, присматриваются и даже такие небольшие детали смогут обратить их внимание на шедевры советского кино. Мне кажется сейчас, пока тепло и есть возможность выступлений под открытым небом, это интересное пространство будет отлично работать. Конечно, в городе есть такие дворы, где можно посидеть, купить интересной еды, сделать фотографию для инстаграм. Но на Петроградке, пожалуй, таких мест с двориком, где можно встретиться и поболтать, ни к чему не обязывающих, летних, просто не было. Теперь оно появилось, спустя всего два месяца после начала работ!
 
Инесса Юркевич, когда возглавила Ленфильм, стала разбираться с тем богатством, которое ей досталось. А досталось реальное богатство, только нужно пыль сдуть. Я решила поддержать проект, потому что знаю ребят, которые взялись рьяно, с безграничным энтузиазмом, я бы даже сказала, с бесшабашностью, сдувать ту самую пыль с наследия «Мосфильма». Они очень молодые, у них другой взгляд, они прекрасно понимают, про что делают, как у меня сложилось впечатление - для себя, для своих друзей и для всех тех, кто станет другом «Кинокорнера». Я вижу как у них горят глаза, как они круглосуточно этим занимаются, как придумали этот фестиваль граффити, благодаря которому мы наблюдаем эти работы молодых художников на стенах нового пространства, благодаря которым они получили возможность самовыражения. И это даёт свои плоды, в первый день работы новое место посетили уже 2 тысячи человек и это без рекламы, с сарафанным радио и публикациями в дружественных СМИ.
 
— В чем вы, творческий человек, черпали вдохновение и силы, находясь на карантине?
 
Во-первых, в музыке. Честно скажу. У меня был момент, когда я стала слушать очень много музыки и это меня уводило от реальности, потому что нужно было уйти немножечко, отвлечься. Конечно, много музыки мне присылает папа, я даже ещё не всё успела послушала. Музыка была разной: от современной, о которой я не имею ни малейшего представления, а это интересный пласт. То, что было пропущено раньше и музыка начала двухтысячных, но русской мало, честно скажу. Хотя есть исключения. Miyagi, я, например, никогда не слушала, не было точек пересечения с этим музыкальным пластом, но тут познакомилась и звучание показалось довольно любопытным. Во-вторых, в Солнце. Апрель был солнечным и я, как многие девочки тщательно убралась в квартире, а потом просто сидела на балконе и смотрела, как листочки появляются. Кино я не могла смотреть совершенно, первый фильм я посмотрела только в середине мая и то не одна, а в компании друзей.
 
— А как же вездесущие сериалы?
 
— Я не могла их смотреть, была очень нервной, мне не хватало терпения. Сериалов причём много, я даже оформила подписку. Но нет. Я люблю смотреть кинофильмы в кинотеатрах. У меня нет большого ТВ дома, на экране телефона я смотреть не могу, даже, когда ставлю авиарежим, начинается трясучка, что надо проверить сообщения или что-то интересное. Хотя казалось бы, что интересного ты там пропустишь? Не могу смотреть на маленьком экране, хотя в дороге я всё время смотрю. Даже на компьютере до поры до времени не могу ничего посмотреть. Не могла себя заставить, только сейчас начала. 
 
— Любите ли вы социальные сети и как относитесь к TikTok?
 
— Меня нет в ТикТоке, потому что у меня нет юмора. Я вообще не про юмор. У меня он очень странный и своеобразный и я не умею шутить. Я не так устроена, чтобы шутить в соцсетях, у меня вообще это не получается. В жизни - да, с друзьями -да, на сцене, конечно, но сама с собой я шутить не умею, сама с собой я шутить не могу. Поэтому в TikTok мне, кажется, дорога закрыта. Вообще, социальные сети пожирают очень много времени и превращаются в привычку, что ужасно. Недавно стала пробовать управлять этим процессом и диктовать себе, например, что до 12 часов дня в инстаграм не захожу.
 
Я очень рано просыпаюсь, чтобы отвезти сына в школу, мне надо встать к 6:20. После того, как я перестала погружаться в инстаграм, я заметила, что стала нормально высыпаться и просыпаться как раз к нужному времени. Главное понять, что, если ты не проверишь новости в соцсетях, ничего не изменится, мир не рухнет, ломки не будет. Это отлично практиковать на отдыхе, например, а вот в Москве, как только села за руль, попала в пробку, рука рефлексивно сама тянется за телефоном и ты снова бесконечно листаешь ленту обновлений. Как собачка Павлова. 
 
— Как вы относитесь к тому что сейчас стали приглашать звезд социальных сетей на должности креативных директоров, потому что важно их влияние, но не всегда реальный талант?
 
— Как к данности. У меня это не вызывает какого-то внутренного протеста. При прочих равных, если я буду выбирать среди людей, которые мне нравятся, у одного из которых будет 5 тысяч подписчиков, а у второго 500 тысяч, я выберу второго. Хотя, когда актёров утверждают на роли, глядя на количество подписчиков, тут бывают какие-то вопросы и это много говорит о проекте. Вот Ирина Горбачёва - она же классная актриса и здорово, что люди смогли её узнать, благодаря механизмам продвижения социальных сетей. Тот же Лапенко - как классно и на каком высоком уровне он делает персонажей и снимает свои произведения. Хотя многие талантливые актёры остаются в тени, не обладая авторитетом в виде сотни тысяч поклонников в какой-то социальной сети.
 
— Какие у вас новости про ваш стихотворный проект и съёмки в новых проектах?
 
— Я резидент Лектория ВДНХ, который находится в постаменте памятника Мухиной «Рабочий и Колхозница». В прошлом сезоне у нас был цикл образовательных программ о великих женщинах в поэзии. Мой авторский проект называется «Амазонки поэзии» и он про главных женщин-поэтов XX века, писавших на русском языке. У нас было 4 программы в зимнем цикле и уже с мая должен был начаться летний сезон образовательных программ. Летний сезон в мае в силу известных причин не начался, но мы начинаем с 19 августа уже новый сезон с творчества Зинаиды Гиппиус, а дальше будут и в сентябре и октябре программы. Также я делаю для Лектория детские проекты.
 
Потом у меня есть нежный спектакль «Капель» - моё признание в любви поэзии и творческому пространству шестидесятых годов. Там звучат и стихи и песни на стихи поэтов-шестидесятников. Этому проекту шесть лет, мы объехали с ним всю Россию, в Москве часто его играли. Сейчас я стала актрисой театра имени Горького и скоро мы сыграем «Капель» на третьей, так называемой камерной сцене. Потом, в октябре, у меня премьера во МХАТе им. Горького, где я выступаю традиционно драматической артисткой. И жду начала съёмок двух телевизионных сериалов, один точно должен начаться с сентября, по второму сроки пока неизвестны. Это будет хорошая платформа, моя любимая и компания, с которой я уже работала.
 
— Чтобы вы пожелали юным актёрам, которые только начинают свой путь?
 
— Пробовать и ничего не бояться. Смело кидаться в творческие проекты и пробовать, пробовать, пробовать.
 
— Русская актёрская школа в 2020 насколько хороша и сильна?
 
Безусловно, она изменилась, изменилась сильно и пока сложно сказать, в какую сторону. У нас пока остались крепкое сорокалетнее поколение актёров. А совсем юные ребята сейчас учатся по другому. Театр — это живой организм, он развивается, это было бы странно, если бы учили по тем же канонам, что учили и 40 и даже 20 лет назад. Но к чему это приведет, мы сможем понять только спустя какое-то время.
 
— Носите ли вы произведения российских дизайнеров и есть ли какие-то любимые?
 
У меня есть любимый бренд, не слишком известный широкой российской аудитории - Mrs. Pomeranz. Это две сестры, одна живет в Лондоне, соответственно, используют английские ткани Liberty, вторая в Москве. У них очень приятные платья, которые я уже шесть или семь лет ношу на сцене. Очень много и для разных совершенно выступлений и выходов. Сейчас, так получилось, меня потянуло к длинным платьям. Как раз в Петербурге, помимо выступления на открытии «Кинокорнера», мы снимали 3 клипа с музыкой на стихи Гиппиус. Было необходимо найти что-то интересное, не впрямую из прошлого века, чтобы были ассоциации и с сегодняшним днем, какой-то намёк на строгость, сдержанность и собранность, но при это дышало современным. В итоге, я выбрала одежду бренда CURLYHOUSE, которую носит и Наташа О’Шей из группы «Мельница» и девочки, играющие кельтскую музыку, и исполняющие произведения на арфах.
 
А потом я обнаружила, что эти платья вошли в мою повседневную жизнь, я хожу в них по улицам, прихожу на репетиции. В них выпрямляется спина и появляется какое-то другое ощущение себя. Мне нравится, когда одежда чуть-чуть диктует тебе манеру поведения. Я люблю такую одежду, которая что-то да диктует, в которой ты немножечко меняешься. Это такое актёрское качество, мне как для актрисы, очень важен костюм моего персонажа, мне помогает. Так и в жизни это правильно меня настраивает. Я постоянно вижу в инстаграме, как бурно развивается эта индустрия, сколько интересных людей шьют одежду и как много появляется новых брендов. Мне нравится, что отечественные дизайнеры следят за тем, что делается в мире и не ограничены в ресурсах, тех же тканях.
 
Я раньше не придавала этому никакого значения, пока не столкнулась с тем, что от ткани очень много зависит. К сожалению, у российских дизайнеров бывает такое, что выглядит классно, но после нескольких стирок вещь теряет вид, а ведь для артиста это особенно важно. Это, конечно, относится к одежде скорее низкой ценовой категории. Мне нравится, что рынок насыщается интересными продуктами для самого широкого круга покупателей, но я пока не научилась пользоваться всеми этими ресурсами по быстрой покупке платьев, когда привозит курьер и тут же можно купить. 
 
— С кем бы из актеров России или мира вы хотели бы сыграть на одной сцене или в одном проекте?
 
Мне нравятся актрисы с чувством юмора, с одной стороны, и очень нравятся красивые актрисы. Классно, когда играешь, а у тебя красивая партнерша или партнер. Я, например, очень люблю работать с Олей Ломоносовой, она моя подруга и Оля очень красивая. Кроме того, что она очень прекрасный и мягкий человек. Ты играешь с ней на сцене, смотришь на неё и так: «Оляя…».
 
Мне нравится Кейт Бланшетт, Скарлетт Йохансон, Эмма Стоун, Дрю Бэрримор, потому что мне кажется, что она очень весёлая, Гвинет Пэлтроу, потому что она очень красивая. Из мужчин-киноактёров мне нравится Эдвард Нортон, Итан Хоук, Крис Хемсфорт, потому что он красивый. Вообще давайте так - и все актеры, которые снимались в «Мстителях»! Там бы я никого не пропустила, все, кто снимался в «Мстителях», будут в центральных ролях.

Alice

 
 
 
 
 

Топ статей

Читать больше