Аукцион русского искусства Christie’s в Лондоне представит редкие произведения XVIII-XXI веков из частных коллекций, ранее никогда не появлявшиеся на арт-рынке. Уникальный аукцион, лотами которого станут произведения Дмитрия Левицкого, Джорджа Доу, Роберта Фалька, Константина Коровина, Константина Горбатова, Валентина Серова, Сергея Чехонина и других, пройдет на Кинг-Стрит в Лондоне 7 июня 2021 года.
Аукцион русского искусства – это событие, которое прочно ассоциируется у коллекционеров и любителей искусства с редкими находками, удивительными историями и непревзойденным качеством. Предстоящий в Лондоне 7 июня аукцион русского искусства и в этот раз порадует исключительной подборкой топ-лотов, ранее не появлявшихся на арт-рынке и охватывающих исторический период с XVIII по XXI век.
В числе 239 лотов представлены как картины и работы на бумаге выдающихся русских художников, так и произведения декоративно-прикладного искусства, творения фирмы Фаберже, драгоценные изделия с императорским провенансом, фарфор, серебро и предметы, связанные с военной историей. Благодаря новым условиям, аукцион пройдет в традиционном «живом» формате с возможностью принимать ставки онлайн с помощью Christie’s Live.
Больше новостей в нашем telegram-канале Icon Life, подпишитесь, чтобы узнавать первыми
Главными фаворитами аукциона являются «Портрет императора Павла I (1754-1801)» кисти Дмитрия Левицкого и картина Роберта Фалька «Троице-Сергиева лавра». Оба лота предлагаются с оценкой £700 000-900 000. Заслуживают особого внимания портрет императора Александра I кисти Джорджа Доу (£150 000-250 000), написанное в 1919 году полотно Константина Коровина «На террасе» (£400 000-600 000), картина Константина Горбатова «Невидимый град Китеж» (£350 000-550 000), холст Валентина Серова «Запорожские казаки в степи» (£300 000-500 000) и «Натюрморт с розами, анемонами и хризантемами в китайской вазе» Сергея Чехонина (£250 000-350 000).
Отдельно стоит отметить лоты из великолепной коллекции изделий фирмы Фаберже, принадлежавшей Александре Анастасии Гамильтон, герцогине Аберкорнской, а также произведения Гриши Брускина, Эрика Булатова, Дмитрия Пригова, Игоря Копыстянского и других художников из собрания фонда Мирей и Джеймса Леви. В разделе декоративно-прикладного искусства главенствуют императорская фарфоровая ваза периода Николая I (£200 000-300 000), выдающийся подарочный серебряный сервиз для пунша (£220 000-280 000), редкая керамическая ваза с клеймами фирмы Фаберже и Строгановского училища (£150 000-250 000) и многое другое.
Прекрасное интерактивное превью аукциона русского искусства Christie’s можно посмотреть здесь.
Дмитрий Левицкий (1735-1822)
«Портрет императора Павла I» стал одной из сенсаций выставки Левицкого, прошедшей в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге в 2010 году. Недавно обнаруженный шедевр, происходивший из венской частной коллекции, мелькал во всех новостных выпусках. Талант Левицкого-портретиста очень быстро получил признание; художнику позировали самые выдающиеся и высокопоставленные деятели эпохи, включая членов многих правящих фамилий.tЕго фирменные живописные приемы – например, свободный, быстрый, наложенный с разных сторон мазок – позволяли придать портретам невероятную выразительность, которой не мог добиться ни один из современников. Именно эта манера позволяет безошибочно атрибутировать даже те полотна, где мастер не оставил своей подписи – как в случае портрета Павла I и многих других холстов.
Согласно каталогу юбилейной выставки в Русском музее, настоящий портрет происходит из фамильного собрания Голицыных. Ещё не атрибутированный холст украшал стены римской квартиры княгини Ирен Голицыной (1918-2006), знаменитого модельера, чьи наряды носили Одри Хэпберн, Джеки Кеннеди и другие иконы стиля XX века. Княгиня Ирен Голицына, дочь князя Бориса Львовича Голицына (1878-1958) и княгини Нины Петровны Голицыной, урожденной Ковальджи (1888-1957), родилась в Тифлисе. После революции княгиня Нина с дочерью покинула страну и в конце концов поселилась в Риме, на вилле родственников – полковника Андрея Квитки [-Основьяненко] и его жены Веры.
Квитка, боевой кавалерийский офицер, сделал блестящую карьеру, однако военным делом его таланты не ограничивались: он интересовался искусством, закончил Академию Жюлиана в Париже, был способным живописцем и беллетристом, обладал обширной коллекцией живописи и фарфора (из которой одалживал экспонаты Сергею Дягилеву для Таврической выставки русского портрета в 1905 году).
Его родовое гнездо располагалось в Основе, под Харьковом; кроме того, семья владела поместьями на юге России (в Туапсе и Хосте, под Сочи), а также во Франции и Италии. После революции на их римской вилле близ ворот Порта-Пиа поселились Голицыны; здесь находили убежище и другие эмигранты из самых знатных и благородных родов России.
В 1921 году большая часть имущества с виллы Квитки была распродана, однако после кончины четы Квитка княгиня Нина и княгиня Ирен унаследовали некоторое имущество из роскошной виллы, включая и портрет Павла I. В 1972 году княгиня Ирен со своим мужем Сильвио Медичи де Менезешем поселилась на виа По, недалеко от мест, где жила ребенком; ее квартиру украшала изысканная коллекция предметов искусства и антиквариата. Судя по воспоминаниям друзей семьи, портрет Павла оставался в собственности княгини до конца 1980-х годов.
Джордж Доу (1781-1829)
В 1823 году Александр I позировал Джорджу Доу для портрета в полный рост, которому суждено было стать одной из визитных карточек художника. Одна из версий портрета Александра I, подписанного и датированного 'Geo Dawe pinxit S. Petersburg 1824', находится в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге; представленный лот крайне схож с этим портретом.
На известном портрете, равно как и на представленном лоте, лицо Александра I обращено к зрителю, однако смотрит император куда-то вдаль. Он облачен в мундир лейб-гвардии Кавалергардского полка с орденской звездой Св. Андрея Первозванного, соединенной с орденом Подвязки (Англия) и орденом Меча (Швеция).
На его мундире красуется Орден Св. Георгия 4-й степени, серебряная медаль «В память Отечественной войны 1812 года», австрийский орден Марии-Терезии и прусский орден Железного Креста, среди прочего. Фигура императора-победителя окутана грозовыми облаками, на фоне которых выделяется его горделивое лицо, повернутое вполоборота. Согласно замыслу Военной галереи Зимнего Дворца, портрет призван был прославить победу Александра I над Наполеоном, подчеркнуть его воинскую доблесть и стратегический ум, утвердить за Россией роль военной сверхдержавы.
На обороте холста имеется надпись, свидетельствующая о том, что он принадлежал прославленному испанскому дипломату и коллекционеру Дону Хуану Мигелю Паэс де ла Кадена и Сейш. Его дипломатическая карьера началась в конце 1823 года с назначения посланником в Лондон. Затем Паэсу де ла Кадене предложили возглавить дипломатическую миссию в Санкт-Петербурге. При российском дворе Паэс де ла Кадена прослужил несколько лет; в частности, в Петербурге водил знакомство с А.С. Пушкиным.
Вполне возможно, что именно он послужил прототипом «посла испанского» из «Евгения Онегина» (VIII глава). Разрыв отношений между Россией и Испанией в 1833 году оставил полномочного посланника без работы, однако домой он вернулся лишь в 1834-м. Перед отъездом дипломат отдал в дар Эрмитажу свою коллекцию испанского искусства XVII века; эти предметы до сих пор хранятся в музее.
Роберт Фальк (1886-1958)
В этом году исполняется 135 лет со дня рождения Роберта Рафаиловича Фалька, одного из самых ярких и уникальных представителей русского авангарда и одного из основателей влиятельного творческого объединения «Бубновый валет». Беспрецедентная по своему размаху и значимости, долгожданная ретроспектива Фалька только недавно закончила свою работу в Третьяковской галерее.
1920-е годы были, возможно, самым успешным периодом в карьере Фалька полным творческих поисков и экспериментов. В этот период художник был активным участником объединения «Бубновый валет» и популярным профессором во ВХУТЕМАСЕ. Первая персональная выставка Фалька прошла с успехом в Государственной Третьяковской галерее в 1924 году.
Также, в начале 1920-х годов, все еще находясь под некоторым влиянием кубизма, Фальк создал многие из своих самых известных работ, например картины «Красная мебель» (1920, Государственная Третьяковская галерея, Москва) и «Обнаженная в кресле» (1922, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Картина «Троице-Сергиева лавра», датированная 1921 годом в каталоге-резоне, относится к этому периоду расцвета в творчестве Фалька и прекрасно демонстрирует уникальный стиль художника.
Константин Коровин (1861-1939)
Практически музыкальная гармония насыщенных красок и глубоких тонов, драматического света и переливчатых теней заметна в представленной работе «На террасе» 1919 года. Константин Коровин всегда с горечью вспоминал первые послереволюционные годы. Коровин писал ее в в деревне Островно Удомельского района Тверской губернии, где нашел свое прибежище после революции.
У Коровина нередко встречаются композиции с женской фигурой, сидящей у окна или на террасе, окутанной мягкими сумерками или залитой ярким светом, читающей или играющей на гитаре. Моделью для картины послужила актриса Надежда Ивановна Комаровская (1885–1967), многолетняя возлюбленная и муза художника.
Они повстречались, когда Комаровская была еще совсем юной, начинающей актрисой, ученицей Константина Станиславского (1863–1938) и Владимира Немировича-Данченко (1858–1943), а самому мастеру уже исполнилось 46 лет. Коровин многократно писал Комаровскую, но никогда не упоминал об их связи ни в рассказах, ни в воспоминаниях. В работе «На террасе» Коровин создал блистательный, трепетный, почти прозрачный образ, исполненный света и ярких красок – образ сложного, но счастливого прошлого; идиллического и очаровательного уголка России, которую он вскоре покинет навсегда.
Константин Горбатов (1876-1945)
Шедевр Константина Горбатова «Невидимый град Китеж» возвращается на торги спустя более тридцати лет с момента его последнего появления. Известный и незабываемый образ, эта композиция уникальна в творчестве Горбатова и сочетает в себе фольклор с наблюдениями художника за жизнью на Волге.
Черпая вдохновение из старинной легенды, Горбатов переосмысливает беляны – огромные тихоходные суда, перевозившие лес вниз по Волге. Художник превратил одну из этих больших лодок, длиной до 100 метров и грузоподъемностью до 13000 тонн, украшенную яркими мотивами в неорусском стиле, в плавучий транспорт для Китежа с его золотыми куполами и богато расписанными деревянными постройками.
Картина «Невидимый град Китеж», написанная Горбатовым еще до эмиграции, представляет собой замечательное сочетание мифа и реальности; художник использует свою палитру и воображение, чтобы превратить повседневную реальность в сказку.
Валентин Серов (1865-1911)
В мае 1880 года Репин отправляется на берега Днепра через Крым и Одессу, чтобы подготовить свое масштабное полотно «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880-1891, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), и берет с собой своего подмастерье, Валентина Серова, который сопровождает учителя во всех прогулках, делая зарисовки на пленэре. В своей монографии о Серове Игорь Грабарь упоминает около 50 работ, выполненных во время запорожской поездки 1880 года – главным образом это были небольшие карандашные и угольные наброски.
В последующее десятилетие Серов, по всей вероятности, вынашивал идею собственного масштабного полотна под названием «Запорожцы в походе»: Грабарь перечисляет несколько эскизов и набросков за 1889-1890 гг., где фигурируют казаки и кони. В частности, Грабарь упоминает о рисунке Серова для журнала «Нива», очень похожем на настоящий лот, «Запорожские казаки в степи», прежде всего по композиционной структуре и выразительному переднему плану с колышущимися степными травами. Существенное сходство прослеживается и с многочисленными набросками и рисунки с верховыми казаками того времени.
Напрашиваются и ассоциации с классической литературой – сценой, где Тарас Бульба скачет по степи со своими сыновьями, Остапом и Андрием. Это не случайность: около 1889 года Серов как раз делает набросок на гоголевский сюжет, долгое время хранившийся в собрании его жены Ольги. Данный лот происходит из коллекции шведского искусствоведа, коллекционера и мецената Эмиля Хультмарка (1872–1943).
Сергей Чехонин (1878-1939)
«Натюрморт с розами, анемонами и хризантемами в китайской вазе» – безусловный шедевр, выполненный Чехониным спустя несколько лет после эмиграции во Францию. Это вершина его долгой, наполненной стилистическими исканиями художественной карьеры. Изысканный колорит сочетается здесь с уверенным, легким мазком, характерными черными контурами и эффектной расцветкой. Отголоски кубофутуристических веяний, которые прослеживаются во многих работах Чехонина, здесь ощутимы в несомненном динамизме цветочной композиции на фоне более классических и реалистичных декораций фона.
Яркие краски этого букета, который представляется скорее мастерской стилизацией, нежели зарисовкой с натуры, особенно выигрывают по контрасту с тщательно выписанной бело-голубой китайской вазой, из которой почти вырываются цветы. Не менее тщательно выписана великолепная, напоминающая наряды XIX столетия шаль в левой части листа. Хрупкая кружевная накидка в китайском стиле, которая виднеется на заднем плане, изображена с таким пристальным вниманием к деталям, что видны даже заштопанные места.
Перед нами – пример блистательной чехонинской техники и глубокого понимания выразительных средств текстиля и фарфора. Художник мастерски сочетает разнородные элементы, которые органично складываются в цельную, эффектную композицию, убедительно свидетельствующую о даровании и артистизме мастера.
Строгановская ваза Фаберже
Выставленная на торги ваза – великолепный пример экспериментальных работ Фаберже с неорусским стилем и новыми материалами. В 1900 году фирма Фаберже начала работать с Императорским Строгановским училищем, керамическая мастерская которого удостоилась медали на международной выставке в Париже в 1900 году. Работавшие там художники-керамисты постоянно открывали секреты новых глазурей, эмалей и форм.
Вместе с мастерами серебряных дел из московских мастерских Фаберже они создавали настоящие шедевры декоративного-прикладного искусства; одним из свидетельств их исключительного мастерства можно считать и настоящий лот. Эту великолепную вазу члены Императорского Московского Общества поощрения рысистого коннозаводства преподнесли американскому тренеру и наезднику Чарльзу Таннеру 10 июня 1912 года.
Императорская фарфоровая ваза
Императорский фарфоровый завод начал выпускать подарочные и декоративные вазы для украшения дворцов во время правление Александра I (1801-1825). При Николае I традиция была продолжена: царь заказывал и дарил вазы в огромных количествах. Под его покровительством производство достигло своего апогея, и именно к этому периоду относятся безусловные шедевры ИФЗ.
Многие из таких изделий украшались копиями полотен старых мастеров. Художники по фарфору использовали вазу как холст, демонстрируя свое поистине виртуозное мастерство. Уменьшенные копии, как правило, воспроизводились с произведений из коллекции Эрмитажа, Академии художеств или загородных императорских дворцов.
Представленная на аукционе ваза расписана копией жанровой сценки голландского мастера XVII века Якоба Охтервелта (1634-1682) под названием «Серенада». В момент изготовления вазы на Императорском фарфоровом заводе полотно хранилось в Эрмитаже. Холст Охтервелта был приобретен в 1826 году за 1500 рублей у наследников князя Михаила Милорадовича, одного из самых блестящих царских генералов.
Выдающийся подарочный сервиз для пунша
Капитан Джозеф Виггинс – британский мореплаватель, член Королевского географического общества. Сыграл важнейшую роль в установлении регулярного морского сообщения между североморскими портами и сибирскими реками. Свое первое арктическое путешествие Виггинс предпринял в 1874 году; ему удалось дважды войти в устье реки Обь и наладить доставку товаров по Енисею. Этот торговый путь позволял значительно сократить затраты на дорогостоящую доставку по суше. В июне 1893 года царское правительство обратилось к капитану Виггинсу с предложением доставить по морю до устья Енисея рельсы для строительства Транссибирской магистрали, а затем речным транспортом переправить их в Красноярск.
В конце лета флотилия во главе с капитаном Виггинсом, с 1600 тоннами рельсов и прочих грузов на борту, отплыла из Глазго. Предстояло пересечь опасные воды Карского моря и подняться по Енисею. 23 октября баржи с рельсами прибыли в Енисейск, где были торжественно встречены при большом стечении народа. Капитан Виггинс отправился домой сухим путем. Стартовав 20 декабря, к 22 января он прибыл в Санкт-Петербург, где по повелению императора Александра III ему был преподнесен данный серебряный сервиз для пунша.
По возвращению в Англию, достижения Виггинса были отмечены Королевским географическим обществом и в мае 1894 года ему был присуждена Премия Мерчисона. Капитан Виггинс завещал настоящий набор для пунша Королевскому географическому обществу в 1905 году, которое впоследствии продало его на аукционе Christie's 5 октября 1989 года.