В «Гостиной Метрополя» вновь собрались друзья - на этот раз слушали музыку. И, конечно, рассказы о гостях гранд-отеля - первых именах мировой музыки… Это было захватывающее путешествие по большим музыкальным историям ХХ века. Факты известные сменялись забытыми и даже тайными, доступными только «Метрополю».
Сюжеты драматические сменялись счастливыми. А ностальгия по былым представлениям о прекрасном – жизнеутверждающим оптимизмом, особенно когда выступали яркие молодые таланты. «С нашими 120-летней биографией и архивами мы могли бы стать уважаемым музеем, но застывшие формы - не для "Метрополя", создававшегося как новаторский проект, энергично обращенный в будущее. Мы - современный отель с богатой историей, которую не только бережно храним, но и преумножаем» - приветствовала гостей генеральный директор «Метрополя» Марина Скокова,— «Следуя нашему слогану "Здесь начинается Москва", сегодняшний вечер мы назвали "Здесь начинается музыка"».
Приятно наблюдать за тем, как молодой проект Гостиных развивается, становится все красивее. И происходит это благодаря вам, наши дорогие гости. "Метрополь" без музыки невозможно представить. Хотя в современной истории такое однажды случилось, мы были вынужденно ограничены в живом общении. Тогда отель замолчал. Помню эту тишину, она "Метрополю" не к лицу. Хорошо, что это позади, и сегодня мы с вами вспоминаем наших замечательных постояльцев, которые творили музыку и заполняли тишину прекрасным звуком. В нашем отеле всегда живет незабываемая музыка слов, разговоров и смеха наших гостей».
«Изначально «Метрополь» задумывался Саввой Мамонтовым как частный оперный театр, отелем ему было суждено стать волею судеб. Но "призрак оперы" несомненно витает в этих стенах», – интригующе начала рассказ Екатерина Егорова, историк отеля. Ярчайшей звездой Частной оперы Мамонтова был Федор Шаляпин, позднее он был частым гостем ресторана отеля. Там, 18 октября 1905 года, и состоялось его историческое исполнение «Дубинушки», ставшее символом эпохи.
Сцену выразительно запечатлел Максим Горький в романе о Климе Самгине, отрывок из которого прочитал актер кино и театра Владислав Ценев. Затем он прочитал фрагмент интересного исследования о щедрой благотворительности Шаляпина с малоизвестными подробностями о гастролях в Праге. Гости слушали историческую фонограмму великого баса, который звучит в отеле каждый день в пространстве, названном в его честь.
В 1927 году «Метрополь» на время стал домом для Сергея Прокофьева – этапом сложного пути его возвращения в СССР. Новаторская музыка композитора вызывала как восхищение, так и ожесточенные споры. Балет «Ромео и Джульетта» поначалу посчитали «нетанцевальным», во второй половине 1940-х живого советского оперного классика и вовсе подвергли гонениям…
Пианист Александр Широков пронзительно сыграл «Танец рыцарей» из балета «Ромео и Джульетта», а затем – вместе с ним – выступила с партией Клары из оперы «Дуэнья» Анна Юркус. Оба исполнителя являются лауреатами международных конкурсов, Александр - выпускник Молодёжной оперной программы Большого театра, педагог Московской государственной консерватории, Анна - приглашенная солистка Большого театра и театра Новая опера.
Стены «Метрополя» хранят и забавную историю о том, как чуть было ни запел на сцене вождь мирового пролетариата Ленин, именно здесь, в ресторане, в 1934 году смелую идею обсуждал режиссер Владимир Немирович-Данченко с молодым композитором Тихоном Хренниковым, который в итоге включил образ в свою оперу «В бурю», предусмотрительно ограничив партию речитативом.
«Метрополь» всегда притягивал оперных певцов и музыкантов. В разные годы здесь останавливались и бывали такие мировые звезды, как Хосе Кура, Чечилия Бартоли, Пласидо Доминго, Ольга Бородина, Мария Гулегина, а также легенды советской оперы – Марк Рейзен, Галина Вишневская…
«В советский период – с улыбкой продолжила рассказ Екатерина Егорова - существовала теплая традиция приглашать деятелей искусства выступить на банкетах в отеле, после отбытия высокопоставленных заказчиков знаменитости, к примеру, Иван Козловский, любили неформально продолжить и задорно пели вместе… с импровизированным хором сотрудников «Метрополя»!».
Великая оперная певица Монсеррат Кабалье всякий раз, приезжая в Москву, останавливалась в «Метрополе» и всегда в одном и том же номере с пианино. (Его же, к слову, предпочитал Пласидо Доминго). Барочной обстановкой номера можно полюбоваться и сегодня - не только на архивных фото.
Специально прибывший из Петербурга Алексей Асланов - дирижёр Мариинского театра, приглашенный дирижер Большого театра, а также организатор, художественный руководитель и дирижер фестиваля классического и оперного искусства «Роза Хутор. Классика». Алексей рассказал о том, в чем заключается феномен Монсеррат, о её вкладе в мировое оперное искусство по признанию профессионалов, о её упорстве и упрямой принципиальности, и, конечно, об особой любви к России. Музыкант пошагово прокомментировал видеозаписи Хабанеры из оперы «Кармен» и русской народной Калинки, исполнению которых темпераментная испанка отдавалась со всей душой, но совершенно по-разному…
В гранд-лобби & баре «Шаляпин», вокруг исторического рояля, собралось большое общество – актеры и актрисы Владислав Ценев, Ольга Кабо, Константин Белошапка, Лянка Грыу, дирижер Алексей Асланов, пианист Александр Широков, оперные певицы Анна Юркус, Дарья Давыдова, солист балета музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Евгений Жуков.
К ним присоединилсь перкуссионист Большого театра Иван Кокорин, стилисты Владислав Лисовец, Джига Санжиева, Анна Рыкова, Александр Челюбеев, Герман Винокуров, журналист Олег Шаран, инфлюенсеры Елена Крыгина, Яна Лапутина, Ясмина Муратович, Дарья Клюкина, Анастасия Полетаева, Андрей Бацуев, Алена Аверченкова, Севара Курмаева и другие.
Фотографии: Стас Земляной, предоставлены PR-службой отеля
О «Гостиной Метрополя»
Проект «Гостиная Метрополя» объединяет увлеченных и близких по духу людей. В камерной обстановке отеля, где удивительно переплетаются наследие и современность, известные журналисты, знаменитости, блогеры, коллекционеры обсуждают новые театральные и кинопостановки, книги, гонки ретро-автомобилей, часовые шедевры... Особое внимание – непреходящим темам и фигурам русской культуры, с которыми неразрывно связана биография «Метрополя». Отель создавался как центр искусств и в этой причастности вот уже 120 лет не имеет себе равных.
Генеральный директор отеля «Метрополь» Марина Скокова: «В нашей Гостиной мы знакомим друзей нашим богатейшим наследием. «Метрополь» всегда был, есть и будет местом притяжения прекрасных гостей. На протяжении всех своих почти 120 лет отель неразрывно связан с искусством. Это и опера — Савва Мамонтов, задумывая "Метрополь", мечтал о частном оперном театре, и изобразительное искусство — достаточно вспомнить "Принцессу Грезу" Врубеля, охраняющую благополучие наших гостей, а также то, что собрание отеля насчитывает более 1500 предметов искусства, это и слово — в отеле располагались крупные издательства начала XX века, это танец — иногда один из наших залов становится репетиционным залом артистов балета, и с его паркета сошел уже ни один грандиозный спектакль, здесь, в зале ресторана "Метрополь" Сергей Дягилев поделился за организованным в его честь обедом идеей создания "Русских сезонов" с друзьями-меценатами и заручился их поддержкой.
Кино было сразу близко нашему отелю-новатору. Здесь был первый в Москве многозальный кинотеатр. Стены таят волнующие и курьезные истории знаменитых постояльцев Фрэнсиса Копполы и Шэрон Стоун, Софи Лорен и Федерико Феллини, Арнольда Шварценеггера и Эмира Кустурицы…, нескончаемой плеяды российских звёзд и кинособытий. Интерьеры становятся площадкой для съемок. И кинематографическая история "Метрополя" продолжается».