В «Гостиной Метрополя» вновь собрались друзья - по случаю юбилея полистать страницы его удивительной истории, порой забытые, порой оберегавшиеся от посторонних глаз… Тем более речь зашла о главном – делах сердечных!
Проект «Гостиная Метрополя» объединяет увлеченных и близких по духу людей. В камерной обстановке отеля, где удивительно переплетаются наследие и современность, известные журналисты, знаменитости, блогеры, коллекционеры обсуждают новые театральные и кинопостановки, книги, гонки ретро-автомобилей, часовые шедевры... Особое внимание – непреходящим темам и фигурам русского культуры, с которыми неразрывно связана биография «Метрополя». Отель создавался как центр искусств и в этой причастности вот уже 120 лет не имеет себе равных.
«Всё прекрасное рождается в любви: в любви к близкому, к красоте, к своему делу — и "Метрополь" в этом не исключение. Любовь Саввы Мамонтова к искусству подарила нам это великолепное здание, которое украшает центр Москвы уже 120 лет. За эти годы в стенах отеля сложилась ни одна прекрасная история любви, о которых в сегодняшней гостиной с таким прекрасным весенним названием "Здесь начинается любовь" поведает наш историк — Екатерина Егорова и прекрасные гости-друзья "Метрополя" Владимир Канухин и Любовь Толкалина», — сердечно приветствовала гостей генеральный директор отеля Марина Скокова.
Любовь Толкалина
«Здесь начинается Москва — гласит слоган "Метрополя". Сегодня вечером мы его смело и по праву перефразируем: здесь начинается Любовь» — приветствовал гостей Павел Череповецкий, руководитель департамента связей с общественностью — «Мы выбрали три истории — о сказочной страсти, о щемящей нежности и ностальгии, а также о чувстве, вспыхнувшем в стенах "Метрополя", которому рукоплескал весь мир».
«Сама история рождения нашего отеля 120 лет назад романтична. Под стать Принцессе Грёзе на его фасаде, парящей над Москвой…», – начала свой рассказ Екатерина Егорова, летописец отеля. «Сначала — про любовь возвышенную и трагическую», – обратилась к гостям Екатерина Егорова, историк отеля и хранительница многих его тайн.
Владимир Канухин
В конце XIX века, на волне неоромантизма, Россию покорила пьеса Ростана, получившая в блестящем переводе Татьяны Щепкиной-Куперник название «Принцесса Грёза». Средневековая французская легенда о двух влюбленных, принцессе и трубадуре, которые никогда не встречались и которым не суждено быть вместе. Странствуя в поисках любимой, герой смертельно заболевает. И ему является прекрасная Грёза.
Парящая, закутанная в длинные белые одежды, с развевающимися волосами - такой увидел её Михаил Врубель, запечатлев в 1896 году на гигантском полотне, которое ожидала драматичная судьба – от скандального неприятия публикой до утраты на десятилетия. Но не до забвения – произведение, созданное по заказу страстного мецената Саввы Мамонтова, повторила праздничная майолика на фасаде основанного им отеля.
Анна Чурина и Юрате Гураускайте
Александр Вертинский (1889-1957). Певец, композитор, актер. Осколок Серебряного века, кумир эстрады первой половины века двадцатого. Семейное счастье он обрел на шестом десятке - с юной грузинской красавицей Лидией Циргвава, которую встретил в Шанхае незадолго до возвращения в 1943 году из эмиграции. «Я была очарована и захвачена в сладкий плен», — вспоминала ту встречу она. А шансонье, на склоне дней, произнесет: «Мне её послал Господь Бог».
Первые три года в Москве семья жила в «Метрополе». «Поселили в прекрасном номере. Большая комната с застекленным эркером, альков с кроватями, прихожая и все удобства, даже горячая вода. И всё это в военное время!» - вспоминала Лидия, она также с благодарностью отмечала тепло, которым их окружили в гостинице.
Владимир Канухин и Олег Шаран
Здесь и трогательные дни рождения Вертинского в малом банкетном зале в окружении новых друзей - Дмитрия Шостаковича, Константина Симонова, Ивана Козловского, Леонида Утесова... И курьезная история крестин новорожденной дочки «в самом престижном и охраняемом отеле советской безбожной столицы», когда у двери их номера собрались «толпы людей, вышедших на плач и необычное церковное пение» (Вертинская Л. Синяя птица любви. ‒ М., 2004).
Номер Вертинских 3304 (раньше 383) сохранился. Балкон, диван и кресла – всё, как на семейных фотографиях, которые листали в этот вечер под стихотворные посвящения Александра Николаевича Жене и Доченькам, замечательно исполненные актёром Владимиром Канухиным.
Евгений Жуков
Затем к гостям вышла Любовь Толкалина. Актриса с символичным именем славится своим репертуаром любовной лирики. И оттого зачитанные ею строки из мемуаров Галины Вишневской о встрече с Мстиславом Ростроповичем звучали особенно поэтично. «Мы неслись навстречу друг другу, и уже никакие силы не могли нас удержать…».
Они познакомились на приеме в ресторане «Метрополь» в 1955 году. «Он рассказывал какие-то смешные истории, потом смотрю - яблоко от него ко мне через весь стол катится (как Парис в «Прекрасной Елене» - «Отдал яблоко он ей..»)». «Со всей свойственной ему непосредственностью он кинулся за мной ухаживать. Ни мой жизненный опыт, ни моя восходящая слава его не интересовали…».
Светлана Тегин и Ольга Сутулова
«Ежедневно встречаясь на репетициях или в спектаклях с воображаемыми мною героями, я отдавала им все свои чувства и ждала любви, ради которой стоило бы умирать, как мои оперные героини». Эту любовь чествовали здесь же, в ресторане «Метрополь», полвека спустя. На Золотую свадьбу пожаловали сановные гости и целая вереница величеств со всех концов света. На архивных видеокадрах - королевы Нидерландов и Испании, Великий герцог Люксембургский, принцы и принцессы Дании, Иордании и Греции, принц Оранский, супруги президентов Франции и Азербайджана.
Александра Ребенок
Радушные хозяева вечера обещали скоро продолжить рассказ в «Гостиной Метрополя», приоткрывая его золотые фонды своим друзьям. В гранд-лобби & баре «Шаляпин», вокруг исторического рояля, собралось большое общество: актеры и актрисы Ольга Сутулова, Александра Ребенок, Ирина Безрукова, Софья Синицына, Владислав Ценёв, Владислав Прохоров, Анна Чурина, Полина Воронина, Тереза Диуро, Александра Киселева, Светлана Степанковская, солист балета Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Евгений Жуков и прима этого театра Наталья Сомова, дизайнер Светлана Тегин, инфлюенсеры Яна Лапутина с дочерью, Ясмина Муратович, журналисты Олег Шаран, Юрате Гураускайте, Юлия Савельева, Юлия Кудрявцева и другие.
Ирина Безрукова
О «Гостиной Метрополя»
Генеральный директор отеля «Метрополь» Марина Скокова: «В нашей Гостиной мы знакомим друзей с нашим богатейшим наследием. «Метрополь» всегда был, есть и будет местом притяжения прекрасных гостей. На протяжении всех своих почти 120 лет отель неразрывно связан с искусством. Это и опера — Савва Мамонтов, задумывая «Метрополь», мечтал о частном оперном театре, и изобразительное искусство — достаточно вспомнить «Принцессу Грезу» Врубеля, охраняющую благополучие наших гостей, а также то, что собрание отеля насчитывает более 1500 предметов искусства, это и слово — в отеле располагались крупные издательства начала XX века, это танец — иногда один из наших залов становится репетиционным залом артистов балета, и с его паркета сошел уже ни один грандиозный спектакль, здесь, в зале ресторана «Метрополь» Сергей Дягилев поделился за организованным в его честь обедом идеей создания «Русских сезонов» с друзьями-меценатами и заручился их поддержкой.
Кино было сразу близко нашему отелю-новатору. Здесь был первый в Москве многозальный кинотеатр. Стены таят волнующие и курьезные истории знаменитых постояльцев Фрэнсиса Копполы и Шэрон Стоун, Софи Лорен и Федерико Феллини, Арнольда Шварценеггера и Эмира Кустурицы…, нескончаемой плеяды российских звёзд и кинособытий. Интерьеры становятся площадкой для съемок. И кинематографическая история «Метрополя» продолжается».
Фотографии: Дмитрий Цой.