Галерея Ruаrts представила персональную выставку Айдына Зейналова, получившую название «Грезы океана» и концептуально связанную с философскими идеями жизни в гармонии с природой, а эстетически – с утонченным пониманием безыскусности.
Проект, первоначально продиктованный страстью Айдына Зейналова к морской аквариумистике и растущим осознанием масштабов загрязнения мирового океана, превратился в футуристический прогноз и даже приговор цивилизации, который может быть отменён, в зависимости от угла зрения того, кто наблюдает за происходящим.
Художник-исследователь предлагает зрителю через свои скульптуры посмотреть на экологический кризис как на естественную часть нашей реальности. Так существует планета; в уродливом, странном и даже ужасающем есть красота. Осталось лишь сбросить привычные фильтры, сформированные медиа и обществом, чтобы увидеть происходящее заново.
«С одной стороны, мы должны ответственно относиться к океану, но с другой – он решает, каким быть, определяет границы приемлемого. Мусорные острова, возможно, очень скоро станут нашими территориями для жизни», – замечает Катрин Борисов, куратор выставки.
Работы художника отражают амбивалентность природы, одновременно демонстрируя ее несовершенную и прекрасную стороны. Мощный визуальный и концептуальный конфликт представляет скульптурная композиция, объединяющая осьминога и надувной круг.
В жизни, как часто случается, помощь одному существу может непреднамеренно нанести вред другим. Возникает вопрос: кто олицетворяет большую опасность — осьминог, породивший мифы о гиганте-кракене, или, казалось бы, безобидный надувной круг, который наносит значительный ущерб природе?
Дизайнер и основательница модного дома IZETA Изета Гаджиева
Наблюдая за раками-отшельниками, использующими пластиковый мусор в качестве раковин-домиков, зритель может пофантазировать об экзоскелетах и маниакальных модификациях человеческого тела в духе постмодернистских шуток и эстетики киберпанка. Люди заменяют органы, трансформируют ДНК, имплантируют в тела передовые устройства, становясь киборгами – это механизмы выживания в новых сценариях жизни на планете.
Оценить происходящее без ужаса и чувства вины, как беспристрастный наблюдатель – катарсическая цель нового проекта. Ведь всё это лишь некий сон океана, ещё одна фаза его существования; и, возможно, когда океан очнется, привычный мир немедленно исчезнет. Как однажды написал французский поэт Жоашен Гаске, «мир — это гигантский Нарцисс, осмысляющий себя», а мы являемся его грезами.
Главный редактор ICON LIFE Олег Шаран
О художнике
Айдын Зейналов родился в 1978 году в Москве. Награжден золотой медалью Российской академии художеств (2001). В 2002 году окончил Московский государственный академический художественный институт им. В.И. Сурикова, кафедру скульптуры. В 2005 году окончил Московский архитектурный институт, факультет «дизайн архитектурной среды» по профессии «дизайнер». С 2002 по 2005 год являлся стажером Российской академии художеств (в творческих мастерских под руководством скульптора Владимира Цигаля). В 2011 году Айдыну Зейналову была присвоена ученая степень кандидата искусствоведческих наук НИИ теории и истории искусств РАХ.
Является доцентом кафедры академического рисунка Московской государственной художественно-промышленной академии им. C.Г. Строганова, а также членом-корреспондентом Российской академии художеств (2012). Учредитель и директор Фонда поддержки научно-образовательной деятельности «Институт междисциплинарных исследований “ИНТЕР-ЭССЭ”» (2011). В 2017 году Айдыну Зейналову присвоено звание действительного члена (академика) Российской академии художеств, а в 2018 году звание академика Флорентийской академии искусств.
Работает как скульптор, график, а также автор архитектурных проектов и интерьерного дизайна. Автор памятников Джакомо Пуччини и Джузеппе Верди, установленных в Монтекатини-Терме (Италия). В 2017 и 2021 годах в галерее Ruarts прошли персональный выставки – “Swim and Dream” и «Наблюдатель».
Фотографии предоставлены галереей Ruarts