В мире искусства иметь хотя бы одну картину Сандро Боттичелли, значит обладать хорошим вкусом и правильной величиной банковского счёта. Большинство работ художника выставлены в музеях и лишь единицы попадают в частные коллекции. Одной из таких картин, которая недавно была продана с молотка за огромную сумму, стала «Скорбящий».
«Скорбящий» — это погрудный портрет Христа в терновом венце, чья голова окружена летающими ангелами, образующими ореол. Его руки связаны веревками и покрыты шрамами от пыток римских легионеров. В конце XV и начале XVI века, когда Боттичелли вступил в завершающие этапы своей жизни, вера художника усилилась. Он начал создавать религиозные портреты, которые отличались от его более ранних светских работ флорентийской знати и сцен из мифологии. Произведение искусства датируется началом 1500-х годов и на удивление хорошо сохранилось.
В «Скорбящем» Боттичелли зритель встречает Христа в плиссированной малиновой ризе в строго фронтальной позе на мрачном темном фоне. Его поясная фигура, почти в натуральную величину, заполняет композицию; его длинные распущенные каштановые волосы обрамляют его ярко освещенное и чувственно смоделированное лицо. Капли крови с шипов тернового венца стекают в слегка покрасневшие области вокруг его грифельно-серых глаз, его взгляд одновременно печален и безмятежен. Коротко подстриженная борода подчеркивает его высокие скулы, сильную линию подбородка и тонкую верхнюю губу, слегка приподнятую, как будто приоткрывшуюся, чтобы говорить.
С туго связанными руками и запястьями он скрещивает руки перед грудью, демонстрируя зрителю раны Распятия на руках и боку. Хотя почти незаметно, но тонкая асимметрия в картине ещё больше наполняет её ощущением психологической глубины, особенно в лёгкой неправильности положения глаз Христа и в плавном наклоне его головы влево, а также в легком напряжении мускула на шее, наводящем на мысль, что он, может быть, только что сменил позу.
Изящный ореол ангелов, написанных в стиле гризайль и парящих вокруг головы Христа, пожалуй, самая отличительная черта картины. Одетые в развевающиеся ткани, их грациозные фигуры резко контрастируют с короной из длинных острых сине-зеленых шипов. Все, кроме одного ангела, прикрывают свои убитые горем лица от зрелища перед ними, когда они держат Arma Christi или инструменты Страстей Христовых, которые символизируют его смерть и страдания.
Боттичелли запечатлел каждое из этих орудий в натуралистичных тонах и с мельчайшими деталями. Слева мы видим лестницу, фигурирующую в «Воздвижении Креста» и «Спуске»; бич, которым бичевали Христа; копье, которым он был заколот; справа - колонна, к которой был привязан и избит Христос; а также клещи; и, наконец, губка, пропитанная уксусом и прикрепленная к шесту, который предлагался Христу перед его смертью. Венчает рисунок вверху крест, который занимает видное место над головой Христа как символ его жертвы, а также как универсальная эмблема христианской религии.
Трио ангелов, связанных элегантной, змеевидной линией лентовидной ткани – возможно, плащаницы, чтобы обернуть тело Христа для погребения, расположены вокруг креста: центральная фигура с благоговением преклоняет колени перед ним; тот, что слева, держит три гвоздя, которыми Христос был прикреплён за руки и ноги к кресту; и ангел справа, возможно, когда-то держал молоток, чтобы забить эти гвозди.
Наиболее бросающиеся в глаза упущения художника в Arma Christi — это чаша, используемая для сбора искупительной крови Христа, а также судариум или завеса, которой святая Вероника вытирала пот со лба Христа, когда он нёс свой крест на Голгофу. Зрителю остается представить их в руках одного из ангелов, частично скрытых от глаз, включая того, чья нога появляется из-за волос Христа справа.
До аукциона портрет принадлежал американской семье коллекционеров произведений искусства, которые продали его вторым владельцам в 1963 году за 10 000 фунтов стерлингов. За последнее время портрет выставлялся публично только один раз, в 2009 году, на специальной выставке в музее Штеделя во Франкфурте. Теперь картина продана на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке за 45,4 миллиона долларов, что сделало её обладательницей титула второй по величине суммы продаж произведения одного художника за всю историю.
Несмотря на её безусловную художественную и историческую ценность, только три участника торгов по телефону участвовали в гонке за картину, причем двух финалистов представляли старшие специалисты Sotheby's по старым мастерам, Лиз Лобкович и Кристофер Апостол. Комментируя картину, Кристофер Апостол, глава отдела живописи старых мастеров Sotheby's, сказал следующее.
«"Скорбящий" Боттичелли — одна из самых сильных и лаконичных работ, с которыми я когда-либо сталкивался. Хотя это и кажется исключительно религиозным аспектом, это картина огромной человечности — портрет человеческих страданий и духовности, говорящий на универсальном языке. Сегодняшний результат [продаж] свидетельствует не только о силе и важности [работ художника], но и о вневременности работ, написанных около 500 лет назад». Проданная картина ранее была запрошена для предстоящей выставки «Боттичелли и Флоренция эпохи Возрождения: шедевры из Уффици», которая пройдет в Институте искусств Миннеаполиса с 15 октября 2022 года по 8 января 2023 года.