Новая выставка «A.B.O. THEATRON. Art or Life» в итальянском Музее современного искусства Castello di Rivoli проводится при поддержке Gucci. Открытие Art or Life в Музее современного искусства посвящено творчеству Акилле Бонито Олива, одного из важнейших историков искусства, современных критиков и кураторов, а также одного из главных героев модного фильма Gucci Aria.
На выставке, которая будет работать с 25 июня 2021 года по 9 января 2022 года, собраны произведения искусства, разнообразные документы, архивные материалы и широкий выбор телевизионных материалов, воссоздающих выдающуюся карьеру Бонито Оливы. Среди гостей выставки, помимо самого Бонито Оливы, были такие выдающиеся фигуры, как Маурицио Каттелан, Милован Фарронато, Сара Косулич, Тео Имани и андрогинная актриса Сильвия Кальдерони, главная героиня Gucci Aria.
Больше новостей в нашем telegram-канале Icon Life, подпишитесь, чтобы узнавать первыми
«A.B.O. THEATRON. Art or Life» является частью общего проекта Espressioni, который исследует множественные формы выразительности, пересекающие истории искусства и общества, в поисках понимания, выходящего за рамки европоцентрического канона и любого уникального художественного движения. После выставки, посвященной Харальду Зееманну в 2019 году, организованной в сотрудничестве с Исследовательским институтом Гетти в Лос-Анджелесе, эта выставка, организованная CRRI (Исследовательский институт Кастелло ди Риволи), посвящена Акилле Бонито Оливе и составляет вторую главу общего проекта, который Castello di Rivoli Museo d'Arte Contemporanea и CRRI посвящают самым выдающимся кураторам современного искусства XX и XXI веков.
Начав свое обучение и деятельность в области визуальной поэзии в конце 1960-х, Бонито Олива установил отношения между некоторыми из самых выдающихся художников второй половины XX века, которые внесли свой вклад в определение радикально новых направлений исследований, например, в конце 1970-х годов те, кто был связан с итальянской Трансавангардией, в 80-е годы международно именуемые «новым экспрессионизмом». Бонито Олива известен тем, что положил начало неоэкспрессионистскому искусству, представив их работы в секции «Aperto '80» Венецианской биеннале в 1980 году. Позже он также руководил общим выпуском знаменитой Венецианской биеннале в 1993 году.
С его книгой 1976 года «Идеология предателя: искусство, манеры и маньеризм» Бонито Олива проанализировал, как маньеризм создал переход от принципа творчества в эпоху Возрождения к принципу цитирования как ответ художника на кризис общества: художник проиграл чувство центральной роли и стал боковой фигурой по отношению к науке и технике. Это напоминает фигуру предателя, который смотрит на мир и не принимает его, который хотел бы его изменить, но может действовать только скептически, без наивного оптимизма. Как и в начале 1500-х, 1970-е годы были периодом идеологического, экономического, политического и социального кризиса. В европейской культуре маньеризм развился в начале 1500-х годов, точно так же, как трансавангардия возникла в конце 1970-х, и именно Бонито Олива провел аналогию между маньеризмом и трансавангардией.
На протяжении всей деятельности Бонито Оливы, его критические статьи и выставочные работы, его кураторское чутье и интеллектуальные провокации вместе составляют уникально динамичный результат, характеризующийся постоянной взаимосвязью между словом и изображением, перформативностью и общением , а также акцентом на растущую взаимосвязь между искусством и жизнью, искусством и другими областями, которые Бонито Олива называл «кочевой трансверсальностью».
«Акилле Бонито Олива является инициатором создания особого куратора: выразительного, театрального, экспериментального, энциклопедического и перформативного. Он работает как компаньон для художников, в отличие от традиционных искусствоведов, которые до него и его поколения создавали выставки на основе предположительно научных критериев отбора и интерпретации. Ахилл, безусловно, нарциссист, но в лучших отношениях и без тщеславия. Он необыкновенный и очень умный человек, способный казаться гордым, когда это необходимо, и скромным, когда это правильно», - утверждает директор Castello di Rivoli Каролин Христов-Бакаргиев.
По случаю создания и открытия такой большой и важной выставки, Gucci спроектировал и сшил униформу для сотрудников музея. Подобно садовникам в воображаемом парке, в этом проекте помощников (которых раньше называли «охранниками») переименовали на французский лад в «jardiniers du théatre» (садовники театра).
Эти «ангелы-хранители» или садовники будут одеты в тёмно-зелёную униформу, обозначая выставку как прогулку через культурный сад и творческое сопровождение проекта, трансформируя традиционные отношения музей-спонсор. Главный спонсор в лице Gucci в этом случае принимает участие в создании дизайна выставки, подчеркивая присутствие таких важных, но зачастую незаметных деятелей мира искусства. Этим проектом Gucci хотел расширить возможности культурных хранителей всех уровней и подчеркнуть важность их роли.
Проект вдохновлен показом мод в феврале 2020 года, когда Алессандро Микеле, креативный директор Gucci, и его команда носили униформу, демонстрирующую публике закулисную работу дефиле по случаю презентации коллекции The Ritual. Что касается самой формы, то как и любой вид униформы, она могла бы получиться идеальной, но нюансы решают всё.
На практике же получилось нечто среднее между костюмами больных из психиатрической лечебницы и хостес из последнего приюта класса люкс для стариков. Скажем честно, не все из нас или служителей искусства Джареды Лето, на котором выглядит идеально любая фантазия Алессандро Микеле. А выставка хороша и действительно заслуживает внимания и наших рекомендаций к её посещению.