Автор : Дэн Абрамов
07 апр 2025 г.
 

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина представил выставку «Французский рисунок первой половины – середины XIX века из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина». Это первый за столетие столь репрезентативный показ музейной коллекции французского рисунка первой половины — середины XIX века — времени, когда Франция переживала бурные изменения, связанные с революциями, становлением Империи и романтическим движением.

Вдохновленные переменами в стране и мире, путешествиями или повседневной жизнью, художники изображали окружавший их мир во всем его многообразии. Выставка приурочена к изданию масштабного научного каталога собрания французского рисунка первой половины — середины XIX века в ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Рассказывает Илья Доронченков, заместитель директора ГМИИ им. А.С. Пушкина по научной работе, искусствовед: «Это долгожданное для Пушкинского музея событие. Мы всегда дорожим выставками, которые показывают нашу коллекцию публике. Рисунок — особый вид искусства. С одной стороны, он является подсобным инструментом и делается для чего-то, часто, чтобы потом мы полюбовались роскошной живописью. С другой стороны — это очень тонкое искусство для личного созерцания, им можно утешаться, над ним можно бесконечно размышлять».

Виталий Мишин, куратор выставки, автор научного каталога, кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник отдела нового западного искусства, хранитель коллекции французского рисунка ГМИИ им. А.С. Пушкина: «Сегодня мы представляем выставку французского рисунка первой половины — середины XIX века. Эта часть собрания была несколько обделена вниманием, и до последнего времени оставалась менее изученной, менее известной не только широкому зрителю, но и специалистам.

выставка Французский рисунок первой половины середины XIX века 5

Московское собрание включает в себя не только рисунки самых знаменитых художников, таких как Энгр, Делакруа и Домье, но и работы так называемых малых мастеров, чье наследие также заслуживает изучения и экспонирования. Задача, стоявшая передо мной, состояла в том, чтобы определить место конкретного памятника в творчестве художника и в контексте эпохи.

В экспозицию вошли 164 рисунка из числа 364, включённых в каталог. Они разделяются между двадцатью пятью тематическими разделами, которые соответствуют составу коллекции и отражают картину мира человека той эпохи, и эта картина столь многообразна, что каждый зритель найдет здесь что-нибудь интересное для себя».

Коллекция французского рисунка в ГМИИ им. А.С. Пушкина, насчитывающая более 2000 листов, состоит из трех хронологических разделов: один охватывает XVII и XVIII века, второй связан с первой половиной и серединой XIX века, третий соответствует периоду с конца XIX по XX век. Настоящая выставка включает более 160 работ и впервые с 1927 года показывает коллекцию французского рисунка первой половины — середины XIX века в таком объеме.

выставка Французский рисунок первой половины середины XIX века

Собрание складывалось на протяжении многих десятилетий и пополнялось из самых разных источников: часть коллекции начала формироваться в стенах Гравюрного кабинета Румянцевского музея; в первые послереволюционные годы многие рисунки из национализированных личных коллекций поступили через Государственный музейный фонд. Отдельные произведения были переданы из других музеев, в том числе из Эрмитажа и Исторического музея. Кроме того, рисунки поступали в составе даров коллекционеров, а также путем закупки у частных лиц.

Выдающиеся произведения великих художников, таких как О. Домье, Э. Делакруа, Ж.О.Д. Энгр, Г. Доре, П.П. Прюдон, соседствуют в экспозиции с работами «малых мастеров», практически не известных за пределами Франции. Выставка открывает эти имена для зрителя. При подготовке каталога и выставки велась серьезная работа по выяснению авторства, времени и обстоятельств создания произведений, уточнению сюжетов, установлению имен изображенных лиц, идентификации памятников архитектуры и т.п.

Через рисунки французских художников проект знакомит зрителя с картиной мира жителей Франции XIX века. Двадцать пять тематических разделов выставки представляют разные грани музейного собрания французского рисунка первой половины — середины XIX века. Здесь есть композиции, посвященные событиям и реалиям прошедших эпох, от Средневековья до времени правления Людовика XV. В рисунках также нашли отражение эпизоды Великой французской революции. Многие художники черпали вдохновение в истории войн Первой империи, способствуя формированию «наполеоновской легенды».

выставка Французский рисунок первой половины середины XIX века 2

Встречаются и работы, созданные непосредственными свидетелями важных общественных событий и представляющие, помимо художественного, большой документальный интерес. С середины столетия силу набирал реализм, отвергавший традиционные представления о красоте и искусстве; художники освоили пленэр, обретя непосредственную связь с природой и отойдя от условных схем в пейзаже. В то же время возродился интерес к Галантному веку, эпохе изящной и утонченной.

К особой категории относятся рисунки мастеров, которые специализировались на изображении быта и нравов своего времени, будь то развлечения светского общества, народная жизнь или иноземные обычаи. Рисунки, предназначавшиеся для публикации в иллюстрированных журналах, представляли социальные типы или сценки комического характера; широкую популярность приобрела карикатура. Французские художники вышли за пределы европейского культурного кругозора и открыли для себя «мир Востока» — ориентализм проявлялся в изображении экзотической природы, исламской архитектуры, бытовых сцен с участием иноземцев.

Так, посетители выставки смогут проследить, как менялись обычаи и стиль жизни на протяжении первой половины — середины XIX века и как графика стала своеобразным комментарием французских художников к событиям этого времени. Вместе с тем не были забыты и традиционные для европейского искусства аллегорические, мифологические и евангельские сюжеты.

выставка Французский рисунок первой половины середины XIX века 3

Большинство экспонатов — это вполне законченные самостоятельные композиции, но наряду с ними на выставке также представлены этюды человеческих фигур и животных; некоторые из таких листов служили подготовительным материалом при создании картин или литографий.

В зале, завершающем выставку, собраны каталоги и альбомы, посвященные коллекции рисунков ГМИИ им. А.С. Пушкина и изданные за последние сто лет. Они символически, «пунктиром» обозначают историю изучения, публикации и экспонирования рисунков из собрания музея — историю, новым эпизодом которой является этот выставочный проект. А каталоги коллекции французского рисунка первой половины — середины XIX века, с которыми посетители выставки смогут свободно ознакомиться во втором, третьем и шестом залах, дадут более детальное представление о жемчужинах собрания и рисунках, не вошедших в экспозицию.

выставка Французский рисунок первой половины середины XIX века 6

О ГМИИ им А.С. Пушкина

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина — музейный комплекс, обладающий одним из крупнейших в России художественных собраний зарубежного искусства. Фонды музея насчитывают около 700 000 памятников, созданных мастерами разных эпох — от Древнего Египта и античной Греции до наших дней. В Главном здании музея представлены знаковые произведения мировой живописи — картины Рембрандта, Рубенса, Боттичелли, Каналетто, Пуссена, мастеров Северного Возрождения и других выдающихся художников.

Всемирно известна коллекция французского искусства XIX–XX веков, основу которой составили собрания меценатов Сергея Щукина и Ивана Морозова. Среди ее шедевров знаменитые работы Клода Моне, Пьера Огюста Ренуара, Поля Сезанна, Поля Гогена, Винсента ван Гога, Анри Матисса, Пабло Пикассо и других. В январе 2020 года в состав Пушкинского музея вошел Государственный центр современного искусства с филиалами во Владикавказе, Екатеринбурге, Калининграде, Нижнем Новгороде и Томске.

Топ статей

Читать больше