Автор : Дэн Абрамов
06 окт 2024 г.
 

Бахрушинский музей открыл экспозицию к 210-летию со дня рождения Михаила Лермонтова и к 150-летию со дня рождения Всеволода Мейерхольда, поставившего самый знаменитый спектакль по произведению поэта и драматурга. Вернисаж открыла генеральный директор БТМ Кристина Трубинова, а первыми гостями стали Ольга Кабо, Александр Рапопорт, Анна Чурина, Алена Чехова, Олег Шаран, Мария Третьякова, Елена Николаева, Андрей Житинкин и Ирина Йовович.

Творчество Лермонтова — величайший вклад в русскую культуру. Его лирические произведения, мелодичные и романтичные, поражают своей искренностью и трогательностью. Даже сейчас, по прошествии веков, они остаются блестящими образцами русской словесности. 15 октября исполняется 210 лет со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова — великого русского поэта, прозаика, драматурга и художника. 

«Бахрушинский музей – крупнейший хранитель театрального наследия России - приглашает встретить осень красками «Маскарада». Выставка рассказывает историю легендарных постановок самой театрализованной драмы Лермонтова. Можно смело утверждать, что именно Мейерхольд открыл миру театр Лермонтова, пригласив живописца и сценографа Александра Головина к совместной работе. Уникальные экспонаты из фондов Бахрушинского музея покажут весь тот путь, что проделали режиссер и художник, чтобы выполнить эту задачу», – рассказала генеральный директор БТМ Кристина Трубинова.

БТМ Кристина Трубинова Тамара Бурлакова

В историю театра Лермонтов вошел несколькими драматическими произведениями («Испанцы», «Люди и страсти», «Странный человек», «Маскарад», «Арбенин» и «Два брата»). Однако именно драма в стихах «Маскарад», так и не увидевшая свет при жизни автора, стала одной из самых знаменитых театральных премьер за всю историю отечественного театра. К пьесе Лермонтова обращались выдающиеся режиссеры: Всеволод Мейерхольд, Юрий Завадский, Леонид Варпаховский, в наши дни – Валерий Фокин и другие. Музыку к ней писали: Алексей Глазунов, затем уже в советское время Сергей Прокофьев, Анатолий Богатырев, Венедикт Пушков, Арам Хачатурян, Дмитрий Толстой.

В драме «Маскарад» Лермонтов поднялся до высочайших вопросов русского бытия. Не потому ли пьеса поэта прорвалась сквозь века, сквозь поколения и звучит вновь на сцене, тревожа умы и совесть зрителей? Бальной культуре императорской России была присуща своя знаковая система, в которой важна каждая деталь. Бал – это не просто дамы и кавалеры, грациозно кружащиеся в вальсе, но и декольтированные платья, мушки, веера, лайковые перчатки, бутоньерки, маски, шарфы.

БТМ Маскарад Выставка 21

И, конечно, особый язык романтических условных сигналов и намеков, подававшихся при помощи всех этих аксессуаров. Атрибутика бала (22 предмета) будет сопровождать зрителя во всех разделах выставки. Музыка к пьесе (вальсы из разных постановок «Маскарада») призвана усилить погружение посетителей в атмосферу настоящего бала-маскарада.

Первый раздел выставки раскрывает историю шедевра Всеволода Мейерхольда и Александра Головина, над которым его авторы работали 6 лет. На выставке представлены эскизы декораций, костюмов, занавесов, выполненных к спектаклю А.Головиным (всего в коллекции БТМ присутствует более 1 100 работ художника) и более 30 фотографий сцен из спектакля. Центром экспозиции станут эскизы декораций и костюмов из фондов БТМ.

БТМ Ольга Кабо Александр Рапопорт2

В выставке участвуют особо ценные экспонаты – костюмы из историко-театральной коллекции Александринского театра, участвовавшие в той самой постановке 1917 года: красный с золотыми аксельбантами костюм Маркитантки – воплощения образа женщины, попирающей предрассудки; оранжевый доломан «простодушного купидона» князя Звездича с серебряным позументом и меховыми манжетами; и кожаные с киперной тесьмой сапоги Танцующего офицера – персонажа из тех, что держат гротескный фон произведения.

В ходе масштабной подготовки режиссеру и художнику удалось создать уникальную атмосферу карнавала, игры и масок, отсылающую зрителя к маскарадной Венеции XVIII века. В ней Мейерхольд увидел истоки лермонтовского взгляда на маскарад. Мотив маски, скрывающей страдающее лицо за иронией, озорство персонажей комедии дель арте, – у режиссера все оборачивалось трагическим гротеском. Гений Мейерхольда – Головина позволил создать на сцене эту атмосферу вулканизма, грез, волшебного сна, разбавленных роковой «драмой страстей», которыми пронизан «Маскарад» Лермонтова.

ILYA9178

Головин с его безошибочным чувством цвета, его талантом стилизатора и орнаменталиста превратил занавес из чисто технического в ключевой элемент спектакля. Занавесы Головина к мейерхольдовской постановке – это архитектурный эпиграф, переход к живописной декорации каждой из сцен. Функцию эмоциональной смены настроений, цветовой увертюры к кажой картине брала на себя целая система раздвижных занавесов: это были и живописные панно-задники, и многочисленные арлекины, и драпировки, и ширмы, и другие средства сценического оформления.

А специально построенные порталы и искусно сконструктированные зеркала, отражающие зрительный зал, «стирали» рампу и делали людей в зрительном зале соучастниками театрального действа. Сам маскарад становится главным героем пьесы, поставленной Мейерхольдом.

Игра утверждалась как главная движущая сила лермонтовской драмы. Играют в карты, играют в любовь, не испытывая при этом ни полноты, ни искренности чувств. Всюду царит игра как забава и спасение от скуки, маскарадная шутка оборачивается настоящей трагедией, заканчивается смертью. Для создания образа этой «красивой пустоты» Головин использовал прием «сценографического гротеска».

БТМ Ольга Кабо3

Премьера состоялась на сцене Александринского театра 25 февраля 1917 г., когда на улицах Петрограда прозвучали первые выстрелы и появились первые баррикады. «Маскарад» почти сразу был объявлен «последним спектаклем Российской Империи». Тем не менее спектакль оставался на сцене почти четверть века и стал знаковым в истории театрального искусства, оказав влияние на многие постановки столетия. Последний раз спектакль В.Э. Мейерхольда был сыгран 6 июля 1941 года.

Драма «Маскарад» стала частью академической театральной жизни, а одно из самых ярких музыкальных прочтений произведения представил Арам Хачатурян в 1941 году. Премьера спектакля на музыку композитора состоялась в  Театре имени Вахтангова буквально накануне войны — 21 июня 1941 года. Спектакль был поставлен режиссером Андреем Тутышкиным в декорациях художника Георгия Мосеева. Тот «Маскарад» прошел всего несколько раз, но волшебный вальс Арама Хачатуряна остался в истории театра и российской музыкальной культуры.

Сегодня об этом спектакле напоминают 11 эскизов декораций и костюмов Георгия Мосеева из фондов Бахрушинского музея. Эти эскизы создавались под влиянием гения Александра Головина. Они представлены во втором разделе выставки. В послевоенные годы наиболее значительными постановками «Маскарада» стали спектакли Московского театра им. Моссовета и Малого театра.  

ILYA9156

Главный режиссер Государственного академического театра имени Моссовета Юрий Завадский впервые поставил «Маскарад» в 1952 году, а в 1964 году представил вторую редакцию спектакля. Художником был Борис Волков. Режиссер подчеркивал, что для него неприемлем сценический «прозаизм», что он стремился создать «фантастический спектакль». И сдержал слово: поставил «драму страстей».

Он ввел в спектакль новое действующее лицо – Капельмейстера, который дирижирует не только оркестром, но действием и страстями, которые обуревают героев. В отличие от романтических трагедий, где герой олицетворяет ум и благородные страсти и противостоит злу, Арбенин несёт в себе оба начала. Композитор спектакля — Арам Хачатурян (это было вторичное использование его музыки, написанной за десять лет до того для вахтанговского спектакля). В роли Арбенина выступил Н. Д. Мордвинов. Спектакль Завадского представлен на выставке 1 эскизом и 19 фотографиями из фондов БТМ.

Леонид Варпаховский – ученик и последователь Всеволода Мейерхольда – в 1962 году своей первой работой в Малом театре выбирает «Маскарад». В 1933 – 1935 годах Леонид Варпаховский работал в театре им. Вс. Мейерхольда, наблюдая репетиции мастера. В условиях хрущевской оттепели его «Маскарад» стал своеобразным связующим звеном с легендарным спектаклем Мейерхольда 1917 года.

БТМ Мария Третьякова2

Приступая к работе, режиссер поставил цель: «опираясь на положительный опыт прошлого и особенно на опыт Мейерхольда, […] посмотреть на «Маскарад» глазами людей 60-х годов». Художником постановки стал один из лучших театральных художников своего поколения Энар Стенберг. 16 прекрасных эскизов декораций и костюмов к спектаклю позволят представить атмосферу «Маскарада» Леонида Варпаховского.

Выставка рассказывает, как спектакль «Маскарад», возникший на сломе эпох, переживший своих создателей и их палачей, «погибший» в огне войны, как птица Феникс русского театра, снова и снова возрождался к жизни, возвращаясь к зрителю. Лучшим подтверждением тому служит историко-документальная реконструкция фрагментов сценического текста легендарного спектакля «Маскарад. Воспоминания будущего», созданная в 2014 году Валерием Фокиным при участии доктора искусствоведения А.А.Чепурова и по сей день идущая в репертуаре Александринского театра.

БТМ Кристина Трубинова Анна Чурина

 

Топ статей

Читать больше