Выставка «От утопии к театру», посвященная 150-летию со дня рождения Всеволода Мейерхольда, открылась 6 сентября в Центре «Зотов». Бахрушинский театральный музей предоставил для совместного выставочного проекта предметы из своей уникальной коллекции Государственного театра имени Вс. Мейерхольда (ГосТИМ).
Выставка затрагивает период творчества режиссера, во время которого он создал постановки, которые принято считать конструктивистскими: «Великодушный рогоносец», «Лес», «Смерть Тарелкина», «Земля дыбом» и «Даешь Европу». Оказавшись в начале 20-х годов без зала, без театра, Мейерхольд искал сценическое решение, которое позволило бы ему играть не только на любой сцене, но и вне её. Конструктивизм стал для мастера и его учеников тараном для разрушения принципов старого натуралистического театра.
Девизом, согласно дневниковой записи режиссера, было «создавать, разрушая». Евгений Вахтангов говорил о Мейерхольде, что каждая его постановка — это новый театр, рождающий целое направление. Он постоянно двигался в поисках новых форм, нового языка, новых техник игры актеров — так появилась биомеханика.
Однако Мейерхольду всегда было тесно в определенных рамках, и в какой-то момент ему стало тесно уже и в конструктивизме. В 1927 году в журнале «Афиша «ТИМ», где редактором выступал сам Всеволод Мейерхольд, вышла статья без авторской подписи. В ней говорилось, что конструктивизм в театре задумывался вовсе не как новый стиль оформления или как средство разрушения старого натуралистического театра. Его главная задача была сломать стереотип зрительского восприятия, и он её выполнил.
Другие театры быстро поняли, что театральный конструктивизм не только позволяет множество вариантов постановок, но и приносит коммерческий успех с паспортом революционности. Отчасти из-за этой массовости ГосТИМ отказался от конструктивистского оформления последующих спектаклей. Из фонда Бахрушинского музея на выставке представлены эскизы таких выдающихся театральных художников, как Варвара Степанова и Илья Шлепянов, оригиналы фотографий спектаклей Всеволода Мейерхольда.
«В 2024 году отмечается 150-летие со дня рождения Всеволода Мейерхольда. Бахрушинский музей как крупнейший хранитель уникального архива ГосТИМа не мог остаться в стороне от этой выставки и продолжил традицию партнерских отношений с коллегами из Центра «Зотов». Мы предоставили порядка 30 оригинальных предметов, некоторые из них экспонируются впервые.
Это наброски Василия Федорова к спектаклю «Лес» и эскиз Сергея Вахтангова, сына великого режиссера Евгения Вахтангова, к спектаклю "Даешь Европу". Впервые за 10 лет зрители увидят куклы Любови Поповой к спектаклю "Великодушный рогоносец". Стоит обратить внимание, что для афиши выставки был выбран наш предмет. На знаменитом фотоснимке Алексея Темерина актеры Рахиль Генина и Лев Свердлин выполняют упражнение "Удар кинжалом" на тренинге по биомеханике, разработанном Всеволодом Мейерхольдом», — исполняющая обязанности заместителя директора по научной работе и заведующая отделом научно-методической работы БТМ Тамара Бурлакова.
«Сразу после закрытия ГосТИМа все собрание их музея было передано нам, и сегодня в Бахрушинском находится всего 22 тысячи единиц хранения, - добавила Тамара Бурлакова в своем обращении к гостям открытия выставки. – На самом деле, сегодня постижение Мейерхольда только начинается. Нам всем предстоит увидеть, как мощно он мыслил будущим, жил в будущем. Его Музей-квакртира – один из объектов БТМ – после реставрации получит название "Изобретение будущего"»».
Вернисаж стал не только культурным, но и громким светским событием в столице. Мероприятие посетили Ольга Свиблова, Алена Долецкая, Ясмина Муратович, Ирина Чайковская, Андрей Золотов, Ирина Йовович, Евгения Левшицкая, Олег Шаран, Анна Львова (Бутман), Константин Гайдай, Кристина Левиева, Мария Кравцова и множество столичных коллекционеров и знатоков современного искусства.
Бахрушинский театральный музей хранит десятки тысяч экспонатов ГосТИМа: около 2 000 декорационных материалов, более 5 000 негативов, более 7 000 фотографий, свыше 3 000 рукописей, нот и печатных вырезок, более 1 000 книг и журналов из библиотеки ГосТИМа, не менее 2 000 афиш и программ, архитектурные чертежи, гравюры и литографии, макеты и куклы, предметы мемориально-вещевого фонда.
Выставка «От утопии к театру» продлится в Центре «Зотов» (Ходынская улица, 2 стр. 1) до 19 января 2025 года.
Фотографии предоставлены пресс-службой.