Его называют одним из символов мирового музыкального авангарда. Композитор, педагог и музыковед Альфред Шнитке создал свой собственный язык, объединяющий элементы разных техник и стилей, – полистилистику. Бахрушинский театральный музей к 90-летию со дня рождения маэстро представляет онлайн-проект «Альфред Шнитке – рыцарь музыкального авангарда».
Рассказывает генеральный директор Бахрушинского театрального музея Кристина Трубинова: «Наша выставка входит в программу масштабного общероссийского проекта празднования юбилея Альфреда Шнитке. Оргкомитет во главе с Министром культуры России Ольгой Любимовой разработал свыше 100 мероприятий по всей стране: концерты, фестивали, выставки и конференции, приуроченные к юбилею композитора. С помощью актуальных цифровых инструментов мы приобщаем к творчеству А.Шнитке широкую аудиторию, в том числе и молодежь».
Специалисты провели большую исследовательскую работу и собрали для виртуальной витрины более 70 уникальных экспонатов из фондов музея: уникальные фотографии композитора, афиши, программы, макет декораций спектакля «Ревизская сказка» (постановка Театра на Таганке 1978 г.).
Виртуальный проект Бахрушинского музея рассказывает о творческом пути Альфреда Шнитке и о его сотрудничестве с театром. Первыми шагами стала музыка к постановкам в театре Моссовета и Центральном детском театре. С 1970-х началось сотрудничество композитора с Юрием Любимовым. Для театра на Таганке Шнитке написал партитуры к спектаклям: «Турандот или Конгресс обителей», «Пир во время чумы» и «Живаго», а также для знаменитой постановки «Ревизская сказка» по произведениям Гоголя.
С тех пор творческий арсенал композитора постоянно пополнялся. Так, в 1981 поду появилась «Гоголь-сюита» – выдающееся произведение на основе музыки, написанной композитором в 1975 году к спектаклю «Ревизская сказка». Для Большого театра он создал балет «Эскизы» на сюжеты Николая Гоголя. Еще одним важным этапом в карьере композитора стало сотрудничество с балетмейстером Джоном Ноймайером, который выступил хореографом балета «Пер Гюнт» по драме Генрика Ибсена.
Музыковеды и критики единогласно отмечают: работы Альфреда Шнитке перешагнули свою эпоху. Его музыка очень театральна и образна. В честь открытия онлайн-выставки «Альфред Шнитке – рыцарь музыкального авангарда» видеосюжет о проекте Бахрушинского музея транслируется на цифровых экранах в вагонах Московского метрополитена. С помощью QR-кода пассажиры могут перейти на страницу виртуальной экспозиции.
Бахрушинский театральный музей основан 29 октября 1894 года московским промышленником и меценатом Алексеем Александровичем Бахрушиным (1865 – 1929). При поддержке Министерства культуры РФ в рамках программы комплексного развития музея создается первый в России Музейно-театральный квартал на Павелецкой. Сочетание мультимедийных, научно-исследовательских и информационных ресурсов позволит реализовывать масштабные культурные программы, творческие и социальные проекты.
Бахрушинский музей – хранитель крупнейшей театральной коллекции России: более 1,5 млн экспонатов — это эскизы костюмов и декораций мастеров сценографии, сценические костюмы великих актеров, предметы декоративно-прикладного искусства, программы и афиши спектаклей, фотографии, портреты и редкие издания.
Главное здание и 10 филиалов Бахрушинского находятся в Москве: 3 мемориальных дома (А.Н. Островского, М.Н. Ермоловой, М.С. Щепкина), 5 музеев-квартир (Вс.Э. Мейерхольда, Г.С. Улановой, М.М. Плисецкой, В.Н. Плучека, актёрской семьи М.В., А.А. Мироновых - А.С. Менакера), музей-мастерская театрального художника Д.Л. Боровского и музей-студия Радиотеатра. В 2017 году открылся филиал музея в Зарайске - на родине Бахрушиных. В 2021 году музей получил здание в Музейном квартале в Туле, где откроет еще один филиал.
Фотографии предоставлены Бахрушинским театральным музеем.