Автор : Алексей Романов
02 янв 2024 г.
 

Персональная выставка, на которой представлено все творчество Марины Абрамович, пройдет в Stedelijk Museum Амстердама с 16 марта по 14 июля 2024 года. Более 60 ключевых работ, охватывающих пять десятилетий матери современного перфоманса, прослеживают развитие творчества: от ранних работ Абрамович, созданных в бывшей Югославии и в Амстердаме, до новаторских работ с Улаем и работ из сольной практики, которые активны и по сей день.

На выставке будут представлены архивные кадры легендарных перфомансов, фотографии, видео, скульптуры и архивные записи четырех знаковых представлений, которые будут впервые представлены в Нидерландах : «Искусство должно быть красивым», «Художник должен быть красивым» (1975) , «Импондерабилия» (работа с Улаем) (1977), «Светимость» (1997) и «Дом с видом на океан» (2002). Посетителям предлагается принять участие в живом воплощении двух перфомансов: «Рабочее отношение» (работа с Улаем) (1978) и «Счет риса по методу Абрамовича». Выставка организована в тесном сотрудничестве художника и Королевской академии в Лондоне .

«Существует так много разных форм искусства, что перформанс — один из самых сложных, самых нематериальных и самых реальных», – говорит Абрамович. Марина Абрамович была видным деятелем перформанса и боди-арта с 1970-х годов и считается одним из самых важных основателей этого вида искусства. Она стала движущей силой современного перформанса с его экспериментального начала до мейнстрима. Используя свое тело в качестве арт-объекта, Абрамович постоянно проверяла свою умственную и физическую выносливость, включая состояние боли и даже возможность смерти.

Вместе с художником Улаем (Франк Уве Лайсипен -1943-2020), с которым Марина познакомилась в Амстердаме в 1975 году, она произвела международную сенсацию в мире современного искусства. Их пути разошлись в 1988 году. Но это случилось только после того как своим творчеством они расширили границы некогда невозможного до предела. В своих более поздних сольных работах Абрамович фокусируется на духовности и обмена энергией между собой и публикой.

«Когда меня назначили директором, у меня не было сомнений в том, что Stedelijk должен представить обзор творчества Марины Абрамович. Она не только ключевая фигура в развитии перформанса, который рано нашел приют в Stedelijk, но и также имеет многочисленные связи с Амстердамом. После проведения большой ретроспективы творчества Улая в 2020 году, теперь мы с гордостью открываем двери музея для Марины Абрамович. Реконструкции исторических представлений сохраняют её творчество живым – не только для нас, но и для будущих поколений», – комментирует директор музея Рейн Вольфс.

Тело художника

Начиная со своего первого выступления «Ритм 10» (1973), в котором Абрамович на глазах присутствующих вонзает острый как бритва нож между раскрытыми пальцами одной руки, Абрамович использовала энергию своего тела как средство для создания искусства. В «Губах Фомы» (1975) она ножом вырезает звезду себе на животе, оставляя постоянный шрам, подчеркивая, что тело является лишь инструментом, который можно использовать в экзистенциальных, политических и даже шаманских целях. В «Балканском барокко» (Венецианская биеннале, 1997) она реагирует на жестокие конфликты на Балканах после распада Югославии в 1991 году, а в «Герое» (2001), посвященном её отцу, который умер незадолго до этого, она переплетает свою автобиографию с его .

Социальное тело

В своей работе Абрамович исследует отношения со своим бывшим партнером Улаем и отношения со зрителями. В работах, которые она делает с Улаем, они углубляются в отношения между собой и другим, между женским и мужским. «Энергия покоя» (1980), в котором Улай направляет стрелу в сердце Марины, является мощным проявлением чрезвычайного доверия, на котором основывалось их партнерство. Её отношения с публикой проявляются в «Ритме 0» (1974) и всемирно известном «Художник присутствует» (2010). В этих выступлениях Абрамович использует свое тело как зеркало эмоций и поведения посетителей. В «Обмене ролей», который Абрамович исполняет в 1976 году по приглашению амстердамского арт-центра «Аппель», она на четыре часа меняется ролями с секс-работницей в квартале красных фонарей Амстердама.

Духовное тело

В последние годы практика художницы сосредоточилась на духовности и отношениях с землей и природой. В конце 1980-х и 1990-х Абрамович исследует взаимодействие между материей и нематериальной энергией и ищет способы напрямую сообщить своей аудитории об энергетических взаимодействиях. Временные объекты для использования человеком — это объекты, наделенные целебной силой, которая активируется при взаимодействии с человеком. Посетителям предлагается использовать для этой цели во время выставки серию «Драконы» .

Путь, ведущий к трансформации

Исследуя пределы сознания, Абрамович всё больше концентрируется на ментальной сфере. Она рассматривает действия и ситуации, продолжающиеся в течение длительного времени, как ступеньки на пути к трансформации – состоянию, в котором преодолевается душевная и физическая боль, как в медитации. Этот процесс проиллюстрирован в «Luminosity» (1997), где простое движение постепенно становится более физически сложным, заставляя артиста концентрироваться.

«Дом с видом на океан» (2002), в котором артист живет по своим собственным правилам, таким как пост и молчание, в течение двенадцати дней, — это высший уровень перфоманса, доводящий до предела возможности человеческой выносливости. Действие перфоманса происходит в трех соединенных между собой скудно обставленных комнатах, представляющих собой ванную комнату, спальную зону и гостиную. Зрителям предлагается стать свидетелями этого символического дома и разделить бессловесный «энергичный диалог» с художником.

Перфомансы

Перфомансы будут исполняться в разное время, иногда в течение нескольких часов или дней, художниками, обученными методу Абрамович. Выступления будут проходить ежедневно, о расписании будет объявлено позже. Обратите внимание, что живые выступления могут быть как интимными, так и конфронтационными.

Топ статей

Читать больше