Автор : Амира Хамурзаева
11 фев 2025 г.
 

11 и 12 февраля на малой сцене Театра Наций пройдут премьерные показы спектакля Филиппа Гуревича «Сато». Литературной основой спектакля послужил одноимённый роман писателя Рагима Джафарова, лауреата литературных премий «НОС» (2020), «Новые горизонты» (2021) и «Ясная Поляна» (2023).

Режиссер Филипп Гуревич представил в Театре Наций постановку по произведению «Сато» Рагима Джафарова. Под оболочкой фантазийной истории жёсткая реальность о психологической травме ребенка в довольно обычной, но только на первый взгляд, семье. Перед зрителем предстаёт жизнь семейной пары, которая пытается сохранить брак. Вот только проект спасения оказывается историей проверки на человечность, насилия в попытке сделать «нормальным» и выбора в формате «свой-чужой». Но что делать, когда чужим оказывается твой ребёнок?

По ходу действия мы узнаём, что Сато — это имя пленного контр-адмирала из внеземной цивилизации, вынужденного временно находиться в теле обыкновенного мальчика. По крайней мере, так утверждает сам о себе пятилетний Костя. Для своих лет он удивительно жесток, а его лексика и чувство юмора далеки от детских. Родители Кости решают обратиться за помощью к детскому психологу, но не все странности поведения ребёнка получается списать на психические особенности.

«Я прочитал "Сато" и сразу зацепился за этот роман, хотя он очень сложный, не сценичный, но, как мне кажется, в нем содержится важный и довольно жестокий диагноз современному обществу с его нормами и общепринятыми правилами, — говорит Филипп Гуревич. — Эта история о том, как сложно бывает принять особенность ребенка и избежать соблазна сделать его другим — типичным, удобоваримым для семьи, школы, общества. Про необходимость каждый день заново делать этот выбор, про родительскую ответственность, про нежелание взрослеть. В центре нашего внимания — факт подавления личности. В спектакле мы будем исследовать границы того, что позволено и не позволено совершать человеку».

спектакль Сато театр Наций Филипп Гуревич 2

В момент, когда брак в классической семье даёт трещину и в наэлектризованном воздухе семейного быта начинает сгущаться страшное слово «развод», несущее за собой не только тектонические жизненные перемены, но и неизвестность вместе с новым видом ответственности, героиня решается на второго ребенка с единственной целью, чтобы удержать мужа.

Спустя много лет инфантильный отец, женившийся под давлением факта беременности супруги и скрывающий свои психологические проблемы, враждебно настроен к инициативе жены отвести проблемного сына Костю к психологу, не говоря о психиатре. Супруга, среднестатистическая женщина, посвятившая себя семье и традиционно взвалившая на себя ношу главы, живет в позиции жертвы, но при этом ничего не хочет менять.

спектакль Сато театр Наций Филипп Гуревич

Старшая дочь не испытывает ярко выраженных психологических проблем, но предстает перед нами довольно замкнутым и нераскрытым персонажем. Девочка не идет на контакт с родителями, закрывается, общаясь односложными ответами, не расположена к учебе и не испытывает к младшему брату никаких чувств, кроме неприязни и страха перед его поведением.

Что касается Кости, то пока не появляется его альтер-эго Сато, на него тоже не обращают должного внимания, сводя заботу о пятилетнем ребенке лишь к формату «одет-обут-накормлен». Отсутствие родительской ласки и постоянные скандалы между собой формируют у ребенка колоссальный стресс, который материализуется в виде Сато.

Сато – это субличность мальчика Кости, который возникает, когда груз нерешенных родительских комплексов и травм слишком давит на ребенка. Тяжелая миссия по спасению семьи и стресс пораждает альтер-эго в виде пленного контр-адмирала карательной миссии из внеземной цивилизации, который отрицает любовь в любом её виде и жаждет лишь мести, насилия, власти и внимания.

спектакль Сато театр Наций Филипп Гуревич 6

Несмотря на то, что роман Рагима Джафарова носит название «Сато» и исследует семью как социальный институт, Филипп Гуревич выводит на первый план другого персонажа — психолога Дашу, которой предстоит разобраться, с чем она имеет дело — с диссоциативным расстройством личности, вызванным травмой в семье, шизофренией или всё-таки с пришельцем из другой галактики.

Жизнь героини Даши неустроена, она работает детским психологом, пытаясь в перерывах от работы организовать свой досуг и наладить личную жизнь. Вот только её жажда построить серьезные отношения отпугивает мужчин. Даша разбирает психологические проблемы других, но не применяет навыки к самой себе. Свое одиночество и нереализованность в материнстве она «закрывает» работой, поэтому, когда к ней на прием попадает Костя, чувство жалости трансформируется в нереализованное материнство, не оставляя места пофессионализму и прокладывая дорогу к будущей трагедии.

спектакль Сато театр Наций Филипп Гуревич 3

Её отношения с мальчиком строятся по формуле со-зависимости, ей не хватает реализации себя в роли матери, а ребенок тянется к ней поскольку чувствует в ней то тепло и ласку, которую не может получить дома. В какой-то момент Даша в силу своей нестабильной психики начинает утрачивать способность адекватно относиться к работе. Она начинает воспринимать субличность Кости, не как диссоциативное расстройство или шизофрению, а как реальность, что запутывает ситуацию ещё больше. Даша готова дать Косте полное принятие со всеми его личностями, однако это опасный путь для них обоих…

В финале действия мы видим потерянную Дашу, которая вынуждена была переехать в другой город и уйти из профессии; отца Кости, у которого случился рецидив шизофрении; мать, которая выбрала «нормальную» дочь для жизни. Костя после развода живёт с бабушкой, закончил школу, университет, но так и не смог найти ни свое место на этой планете, не обретя ни друзей, ни девушку.

спектакль Сато театр Наций Филипп Гуревич 4

Встреча с Дашей спустя много лет не вносит ясности и ничего не меняет, кроме ещё большей тоски. Спустя годы Костя понимает, что для своей псевдо-мамы он все-таки был больше амбициозным проектом в карьере, чем действительно нужным ребенком. Сато так и не смог справиться с возложенной на него миссией и научиться жить в так враждебно настроенном к нему мире, после чего возвращается туда, куда давно хотел.

История Филиппа Гуревича демонстрирует нам простой факт. Раненные люди могут только ранить. Может быть кому-то это поможет задуматься о том в какой среде мы растим своих детей, чтобы избежать подобного сценария в реальной жизни.

спектакль Сато театр Наций Филипп Гуревич 5

О Филиппе Гуревиче

Филипп Гуревич – актёр и режиссёр, окончил ВТУ им. Щепкина в 2009 году (мастерская Д. Г. Кознова) и режиссёрский факультет ГИТИСа (мастерская О. Л. Кудряшова) в 2019 году. Сотрудничал с театром «Школа современной пьесы», Театром им. Ермоловой, РАМТ, «Гоголь-центром», Театром Маяковского, театром «Шалом». Лауреат Российской Национальной премии в области театрального искусства для детей «Арлекин». Спектакли Гуревича многократно входили в лонг-лист Национальной театральной премии «Золотая маска». Педагог по актёрскому мастерству Школы-студии МХАТ (мастерская Е. А. Писарева).

Для режиссёра Филиппа Гуревича «Сато» — первый опыт работы в Театре Наций. В 2023 году его спектакль «Чёрная пурга» (Новокузнецкий драматический театр) получил гран-при в номинации «Лучший спектакль малой формы» на XX Фестивале театров малых городов России, который проводится Театром Наций при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.

О Театре Наций

Театр Наций с 2006 года возглавляет народный артист Российской Федерации Евгений Миронов. За это время ему удалось привлечь к совместной работе главных мировых и российских режиссёров: Роберта Уилсона, Робера Лепажа, Томаса Остермайера, Стефана Брауншвейга, Мотои Миура, Дина Итэна, Андрея Могучего, Константина Богомолова, Евгения Писарева, Петра Шерешевского и многих других. Театр регулярно обращается как к классике, так и творчеству современных авторов: Кобо Абэ, Янь Гэлин, Лю Чжэньюня, Аготы Кристоф, Марины Крапивиной, Дмитрия Данилова, Анны Козловой.

Фотографии: пресс-служба Театра Наций/Иван Пономаренко

Топ статей