21 декабря 2024 года в кинопарке Москино при поддержке Правительства Москвы стартует мультимедийный спектакль известного кино и театрального режиссера Эдуарда Боякова «Соборная площадь». Шоу «Соборная площадь» – это беспрецедентный по масштабу проект на самой крупной в мире киноплощадке.
Киновселенная – так можно охарактеризовать территорию площадью более тысячи гектаров, на которой уже возникает целый мир: аэропорт, вокзал, современные городские кварталы, исторические поселения, Московский Кремль и т.д. В пространстве кинопарка Москино осуществляются съёмки кинофильмов, телесериалов, рекламных роликов. В выходные и праздничные дни парк становится местом для интересного событийного досуга.
Впервые на территории кинопарка реализуется проект, который создаётся специально для Москино. Сюжет основан на исторических событиях Смутного времени: победа русского войска во главе с Мининым и Пожарским над польской интервенцией. Спектакль о нашей Родине, о нашей истории, о наших подвигах. Для выпуска спектакля собрана мощнейшая творческая команда во главе с режиссёром и продюсером, художественным руководителем Нового Театра Эдуардом Бояковым.
В группу сценаристов входят известный драматург Алексей Зензинов, народный артист РФ Валентин Клементьев. Сценографию создает Александр Цветной (фестивали «Алые паруса», «Круг света», «Красная площадь», городские мероприятия к 850-летию Москвы, 70-летию Дня Победы на Поклонной горе, ВДНХ). Арт-директор и медиа-художник проекта - Иван Руднев (мультимедиа контент для сочинской Олимпиады-2014, Экспо-2021 в Дубае, открытия выставки «Россия» на ВДНХ в 2023 году). Художник по костюмам - Алиса Меликова (спектакли «Лавр», «Гримёр», «Розовое платье» в Новом Театре, спектакли в театрах РАМТ, Современник и др).
Оригинальную музыку для спектакля записала одна из самых популярных российских рок-групп 25/17. В создании саундтрека также принял участие композитор Тихон Хренников-младший. Хореограф-постановщик спектакля - Никита Мошков (входит в топ-10 лучших хореографов по версии Project 818).
Актёрский состав сформирован по принципу «ротации звёзд»: в каждом показе наряду с молодыми артистами в одной из ключевых ролей всегда выступает известный артист театра и кино - Дмитрий Певцов, Екатерина Гусева, Леонид Якубович, Юлия Такшина, Валерий Николаев, Эвклид Кюрдзидис, Валентин Клементьев, Михаил Кабанов, Дина Корзун, Ольга Кабо, Эдуард Флёров, Елена Захарова, Анна Большова, Ирина Линдт и многие другие. Таким образом все зрители имеют возможность увидеть среди исполнителей любимого артиста.
Эдуард Бояков, режиссёр-постановщик: «Меня спрашивают, как стыкуется форма развлекательного шоу с серьёзным, историческим содержанием. На самом деле это важнейшая задача, которая всех нас вдохновляет. Новое время запустило и в Европе, и в России процесс разрыва между «высокой» культурой и народной, массовой. Этот разрыв - преступен, он может оказаться трагическим для любого общества.
Само словосочетание «Соборная площадь» формулирует удивительную театральную ситуацию: мы имеем дело с великой столичной архитектурой, а параллельно с феноменом соборности. Соборность - уникальное русское понятие, не имеющее аналогов в других языках. Это главное качество в русском характере, противопоставленное индивидуализму и эгоизму, свойственным западной культуре.
В пространстве Соборной площади Кремля вершились судьбы России. Это вроде бы известно – описано Пушкиным, послужило основой для опер Мусоргского или Римского-Корсакова... Однако на самом деле мы имеем очень смутное представление о Смутном времени, да и вообще исторических событиях XVII века. Как ни странно, нам ментально ближе то, чем жили в это же время Франция, Англия, Испания. Нам известны Король Солнце и кардинал Ришелье, Мольер и Комеди Франсез, Шекспир и Дон Кихот... А что в это время происходило в России? Да как будто бы и ничего. Конечно, такой провал в знании собственной истории - результат идеологической экспансии, сначала большевиков, а затем либералов. Поэтому сегодня мы приходим к такой точке, когда мы должны последовательно, скрупулёзно заниматься историческим просвещением.
Не снижая планку до массовой культуры, а поднимая до уровня масштабных площадных действ, имевших нередко ритуальный, мистериальный характер. Именно поэтому мы работаем над этим спектаклем с людьми, которые осуществили мощные проекты для огромной аудитории – группа 25/17, которая собирает стадионы, художники, готовившие крупные уличные фестивали, открытие Олимпиады в Сочи, открытие выставки "Россия" и т.д..
Знаменитые артисты выразили готовность участвовать в проекте - именно потому, что есть понимание не только широты, но и глубины задачи. Мы консультируемся с крупными современными историками. И если все это соберётся в крупнейшем кинохабе мира, то есть надежда, что мы сможем перекинуть мостик над опасным культурным разрывом. Наш разговор, наш спектакль – о великих личностях и характерах русской культуры. Пожарский, Гермоген, Минин – архетипы, символизирующие направления власти: светской, духовной и народной. Они должны объединять нас, должны стать известны и понятны каждому».
Идея проекта: создание шоу для семейной аудитории на тему, связанную с важнейшим этапом в становлении российской государственности. События происходят в начале XVII века, в так называемое «Смутное время». Представление в современной и доступной форме знакомит зрителей с подвигом купца Минина и князя Пожарского, под предводительством которых русское воинство одержало победу над западными интервентами. В концепции спектакля присутствует важнейший для русского логоса образ Казанской Божьей Матери, в честь которой Дмитрий Пожарский выстроил храм на Красной площади.
По сюжету главная героиня – современная девочка Мотя предлагает зрителям совершить переход в другую историческую эпоху в окружении кинодекораций. Выбрав себе трёх помощников из зрителей, Мотя «переносит» действие в Смутное время. Благодаря чудесным способностям Моти действие перемещается в разные времена и русские города.
Вот – Казань 1579 года, где девочке Матрене предсказано обрести чудотворную икону. Вот Москва 1611 года, где появляется атаман Заруцкий. Вот Нижний Новгород 1611 года, где купец Кузьма Минин обращается к народу с призывом собрать ополчение и освободить Москву. Драматической кульминацией становится эпизод сражения, в котором Минин произносит речь, побуждающую казаков присоединиться к ополчению.
Фотографии: пресс-служба спектакля / редакция ICON LIFE