Новый театр сегодня представил первую премьеру сезона. Ей стало неожиданное продолжение пьесы Чехова, получившее название «Розовое платье». Спектакль Эдуарда Боякова по пьесе Наталии Мошиной – эволюционное продолжение классической пьесы А.П. Чехова «Три сестры».
Действие происходит в 1930 году – спустя 30 лет после времени создания и действия пьесы Чехова. Главная героиня – Наталья Ивановна Прозорова, жена Андрея и невестка сестер Прозоровых – Ольги, Маши и Ирины. В театральной практике Наташа традиционно предстает провинциальной мещанкой, которая цинично вытесняет из генеральского дома его интеллигентных хозяек. В пьесе Наталии Мошиной «Розовое платье с зеленым пояском» образ Натальи Ивановны переосмыслен.
Её жизнь, судьба, мотивации – всё оказывается совершенно иным, а герои «Трех сестер» предстают на пороге страшных событий, перед началом революции и гражданской войны. Авторы спектакля деликатно относятся к чеховскому пространству, создавая при этом свой мир, в котором Наташа оказывается единственным живым персонажем среди большой семьи Прозоровых – семьи, которая не умеет любить, сопереживать, радоваться и каждый день ждет завтра, чтобы начать жить.
К спектаклю стоит подготовиться и перечитать комедию (Антон Павлович именно так позиционировал свою пьесу, которую многие режиссеры стали трактовать как драму, а порой даже мелодраму) «Три сестры», чтобы сиквел стал еще более понятным. Но даже, если вы придёте не подготовленными, в Новом Театре о вас позаботились: первая иммерсивная часть поможет вспомнить сюжет классической пьесы и обстоятельства её написания.
Три пары молодых актеров в разных локациях усадьбы Салтыковых-Чертковых рассказывают зрителям историю создания пьесы, напоминают сюжет, оживляют в памяти публики персонажей «Трех сестер». Это живой открытый разговор с публикой. Вторая часть – моноспектакль на сцене театрального зала, в котором главная героиня – 50-летняя уборщица Прозорова в исполнении Ирины Линдт рассказывает историю своей жизни, в которой не было места ей самой. Важная тема жизни взаймы, когда ты вынужден жить так как требует общество, семья или партия, прорабатывается так сильно, что некоторые зрительницы не могут сдержать слёз, очевидно, узнавая в главной героине спектакля себя.
Почему же пьеса получила такое название? Для её автора сцена, в которой Ольга резко осуждает костюм юной Наташи (на ней розовое платье и зеленый пояс) стала отправной точкой, чтобы взглянуть на события пьесы глазами Наташи. Ведь сочетание розового и зеленого в эпоху модерн было не просто допустимым, но весьма модным! Чехов, неплохо разбиравшейся в модных тенденциях, не мог этого не знать и сознательно дал ключ для трактовки своих героев.
Эдуард Бояков о премьере: «Это пьеса приема. Пьеса, разрушающая стереотипы, установленные в советский период с его культом Чехова, когда было принято чрезмерно романтизировать чеховских героев. Здесь мы видим персонажей "Трех сестер" глазами Наташи, кстати, принадлежавшей к тому же сословию, что и сам Чехов, который, как известно, не был дворянином в отличие от героинь "Трех сестер". И мы вдруг понимаем, что у этих героинь нет детей, нет семей, нет верности, нет веры, нет любви… И это ошеломляет, потому что сам Чехов видит их именно такими».
«Пьеса строится на воздействующем до мурашек приеме воспоминания. Воспоминания, которое не столько ставит своей целью воссоздание событий, фактов, отношений, сколько саму практику вспоминания, способную фантастическим способом раскрывать личность вспоминающего. Это исследование сознания и подсознания. Это техника, которая неожиданно открывает для человека глубину и тайны его души, его совести. В ХХ веке искусство не раз обращалось к этой теме: Сальвадор Дали в живописи, Марсель Пруст в литературе.
И вот эту практику мы осуществляем с большой артисткой Ириной Линдт, которая полностью открыта всей нашей команде, которая откровенно делится своими личными обстоятельствами. Важно, что с нами работает художник Алиса Меликова, с которой мы находимся на одной волне, в том числе и важных для нас воспоминаний. Два поколения артистов — Ирина в роли Наташи, ровесница своей героини и молодые артисты — ровесники героев Чехова. Мы вместе: тот, кто вспоминает и те, кого вспоминают», – продолжает режиссёр..
«Для того чтобы ввести зрителя в этот мир, чтобы заявить закон, по которому мы будем играть, мы придумали первую часть. Шесть молодых героев, современных, энергичных предлагают зрителям оглянуться в прошлое: посмотрите, как много там интересного, неожиданного.
Хватит гоняться за мифическим будущим, которым были так увлечены чеховские герои. И если мы все сделаем правильно, зрители примут этот закон. Погаснет свет, и мы погрузимся в состояние, которое французы называют entre rêve — между сном и реальностью. Чем на самом деле и является театральная мистерия».
Фотографии: Олег Шаран