Новый Театр под руководством Эдуарда Боякова отметил свое двухлетие необычной программой, представив спектакли репертуара – текущего и будущего – в формате иммерсивного променада в сопровождении народного артиста РФ Валентина Клементьева.
Близкий круг журналистов и блогеров прошел по анфиладам и лестницам усадьбы Салтыковых-Чертковых, в каждом из залов которого зрителей ожидала встреча с героями и образами спектаклей. Эксцентричная уборщица, застывшие таинственные фигуры за окнами, поварята, занятые приготовлением торта, исторический видео-мэппинг в дубовом зале – все эти «арт-объекты» и «художественные инсталляции» были связаны с конкретными спектаклями репертуара.
Музыкальным ключом к путешествию по репертуару стали сцены из спектакля «Детский альбом Чайковского»: в Готическом зале гостей уложили на мягкую перину, а затем пробудили при помощи волшебных фей музыки.
В каминном зале гости встретились сначала с героями пьесы «Розовое платье», а затем – с Гарпагоном из мольеровского «Скупого»: в исполнении Леонида Якубович прозвучал финальный монолог из этой комедии. В колонном зале застыла пластическая композиция из «Лавра», озвученная гуслями Варвары Котовой, с балконов прозвучало поэтическое слово Марии Ватутиной и Игоря Караулова.
В декорациях деревенского двора гости застали сценку из пьесы Островского «Не все коту масленица», в балетном зале – живую картину из «Гримёра», а в Театральном зале гости вместе с актерами спели песню на музыку Чайковского и запечатлелись на общем фото. Вторая часть дня рождения была более традиционной. Художественный руководитель театра Эдуард Бояков, поэт Мария Ватутина, актриса Ирина Линдт, народные артисты РФ Леонид Якубович и Валентин Клементьев и режиссер Александр Легчаков – рассказали журналистам о планах на третий сезон.
Рассказывает художественный руководитель Нового Театра Эдуард Бояков: «За два года театр сформировал полноценный репертуар – в афише сегодня 11 спектаклей, ещё 5 появятся в третьем сезоне. Хотя в театре нет постоянной труппы в традиционном понимании, сформировано творческое ядро – артисты, которые работают не в одном, а в целом ряде спектаклей. Важным результатом работы стало и превращение пространства – исторической усадьбы, на которую распространяются ограничения, связанные с тем, что это памятник архитектуры и культуры – в настоящее театральное пространство с современными технологиями и оснащением.
Концепция театра предполагает не только развитие нашей любимой площадки, на которой мы выпустили первый наш спектакль «Гримёр» - его, кстати говоря, посмотрели почти 50 000 зрителей! – но и показ спектаклей на больших площадках. Мы играем «Лавра» на огромной сцене театра Армии, «Скупого» - на сцене «Маски» и театра Эстрады. Говоря о текущем репертуаре, надо особо отметить проект "Поэзия.doc" – спектакли о поэтах Марии Ватутиной, Игоре Караулове, Анне Ревякиной и Анне Долгаревой».
Мария Ватутина о проекте «Поэзия.doc»: «В проект входят четыре спектакля с участием четырех поэтов. Это современные поэты с внятной общественной позицией, поэты, которые сегодня со своей страной. Эти поэты имеют свою аудиторию не такую уж и маленькую. На спектакли цикла приходит множество людей. Они в конце встают, плачут, скандируют. Потому что поэтическое слово аккумулирует в себе наше бытие и формулирует смыслы, которые в поэтической форме быстрее доходят до сознания людей. Становится понятней не только своя жизнь, но и жизнь страны. В спектаклях рассказывается биография поэта, но не так, как в анкете, а художественно. У каждого поэта на первый план выходит своя сторона жизни, разные перипетии. Спектакль дает возможность понять как рождается поэзия».
Эдуард Бояков рассказал о внерепертуарных проектах, которые были реализованы в минувшем сезоне: выставка «Стена и Слово. Русский монастырь на границе с небом» в Новой Третьяковке (авторы Эдуард Бояков и Михаил Розанов), лекторий в Новом Театре и в Новой Третьяковке с участием известных мыслителей, деятелей культуры и священнослужителей, музыкальный перформанс в рамках Московского экономического форума с программой группы ЛАВРА. И, разумеется, IX фестиваль «Традиция» в музее-заповеднике Захарово.
Важной частью жизни театра были гастроли – Новый Театр побывал в Санкт-Петербурге, Сызрани, готовится к поездке в Салехард со спектаклем «Скупой», в котором главную роль играет Леонид Якубович, который отметил важные моменты в творческой концепции Нового Театра, который, по мнению народного артиста, возрождает традиции русского театра: «К большому сожалению, современный театр нередко напоминает литературно-драматическую композицию: четыре доски и две девочки, которые читают текст. Тот старый русский театр от Федора Волкова, дошедший до нас в легендах, сегодня в Новом Театре возрождается. Лицедейство классическое потому и классическое, что показывает действие в интерьерах и костюмах той эпохи, когда это было написано, но при этом не теряет актуальности содержания. Я не убежден, что следует радикально пересматривать классику.
Да, меняется философия, меняется язык. Но тогда надо писать современные пьесы и ставить их. Я говорю так не потому, что переживаю за то, что видел в молодости, а потому что приходят дети, новые поколения. Человек говорит на хорошем русском языке, потому что он читает много хороших книг. Это база. Если он не прочитает книги, не увидит хорошие спектакли и кинофильмы, в результате мы получим человека, говорящего на сленге. Глубже и умнее русского языка – нет. Возрождение классики в ее исходном виде - это задача Нового Театра. Да и театра в принципе».
Представляя планы на будущий сезон, Эдуард Бояков продолжил тему, поднятую Якубовичем. Две работы, которые будут показаны уже этой осенью демонстрируют различные подходы к классике. «Розовое платье» Наталии Мошиной, своего рода сиквел «Трех сестер» Чехова продолжает чеховскую тему, развивая ее и во многом переосмысливая. «Не все коту масленица» Островского – напротив, пример строгого следования каноническому тексту классика. Еще один проект связан с оригинальной интерпретацией двух повестей Пушкина – «Выстрел» и «Метель». Кроме того, театр собирается выпустить спектакль в жанре театрализованного бала, также основанного на классической русской традиции.
Представили эти проекты исполнительница главной роли в «Розовом платье» Ирина Линдт, режиссер спектакля «Не все коту масленица» Валентин Клементьев и режиссер балов и спектаклей по Пушкину Александр Легчаков. Ирина Линдт о «Розовом платье»: «Хорошая литература всегда про человека, про его боль, падения, взлеты. Когда есть это - есть главное. В «Розовом платье» - судьба женщины, Натальи Прозоровой. Мы смотрим на события пьесы Чехова глазами другого персонажа. Чтобы узнать правду, надо услышать обе стороны. И тогда происходят невероятные открытия, которые не приходят в голову, когда смотришь или читаешь чеховскую пьесу. Это сложная работа. Она требует большего, чем простое понимание материала. За каждым абзацем – момент судьбы. Здесь надо сыграть очень глубоко. Но я надеюсь, что у нас получится».
Валентин Клементьев поделился мыслями о спектакле, который который точно будут обсуждать, – «Не все коту масленица»: «Эдуард Бояков всем известен как новатор, создавший театр «Практика», где шли самые современные острые пьесы. И вот сегодня он строит театр, который занимается исследованием истории: "Лавр", "Скупой" Мольера, Чехов, Чайковский, "Гримёр", основанный на прозе Лескова, – всё это исторический театр. "Государев венец", "Столыпин" – страницы русской истории. И вот теперь Островский. Лучшего проводника в жизнь 150-летней давности не найти.
"Не все коту масленица" – один из его шедевров. Эта комедия не имеет такой яркой сценической истории, как некоторые другие его пьесы. Причина в том, что не так просто смотреть на описанные им события через призму того времени. Островский показал в этой комедии систему взаимоотношений, построенную на Домострое – своде законов, по которому жили русские люди купеческого сословия. Мы делаем попытку непосредственно туда заглянуть. Отсюда наше отношение к тексту: осовременить его невозможно. Нельзя даже с современной интонацией произнести, так как через текст мы воспроизводим архетип человека того времени. Серьезный вызов. Надеюсь, что Господь Бог и Островский нам помогут».
А ещё поклонников Нового театра ждут балы! «Идея балов пока в разработке. Возможно, главным героем станет Станиславский – ведь это именно театральный бал. "Выстрел" и "Метель" – краеугольные повести Пушкина. Я вижу их в логической последовательности. В конце "Выстрела" главный герой отказался от мести. Он прощает своего обидчика. И вот тогда начинается "Метель" – новый период жизни, где сам Бог устраивает все так, как должно.
В таком контексте никто этого не решал. "Метель" – матричное произведение. Пушкинист Владимир Зазнобин, считавший Пушкина пророком Русской цивилизации, заявлял, что "Метель" – ответ на исторический вопрос: куда Россия придет? И ответ такой: Россия покрыта волшебным снегом. И какие бы ошибки мы не совершали, она придет туда, где будут открыты смысловые коды», – рассказал Александр Легчаков.
Вообще новостей о кино в следующем сезоне будет не меньше, чем о театре, - пообещал в финале встречи художественный руководитель Нового Театра и пригласил всех на праздничное чаепитие с тортом.