8 и 9 ноября в Театре на Таганке состоятся премьерные показы уникального отечественного фолк-мюзикла «Петя и Фолк. Тайны миров». Первый в своём роде фолк-мюзикл является совместным проектом радио «Орфей» и Фонда инновационного развития культуры, образования и науки (ФИРКОН). Проект подготовлен при поддержке Президентского фонда культурных инициатив и приурочен к Году культурного наследия народов России.
Синопсис фолк-мюзикла рассказывает о Пете и Веронике, которые приезжают на молодежный фестиваль в честь ночи Ивана Купала. Состязание певцов на фесте неожиданно превращается в опасное и захватывающее приключение. Петя и Вероника попадают в подземный мир, где встречаются с древними славянскими божествами и мистическими фантастическими тварями. Смогут ли они найти путь домой? Проводником в таинственный мир прошлого станет невероятный хор, который на глазах у зрителей превратится в волшебный лес, волчью стаю и даже речные воды.
Задача проекта — популяризация русской народной музыкальной культуры среди молодежи, а цель – сделать фольклор современным. В масштабном проекте задействовано 200 дизайнерских костюмов, совмещается фольклорная и симфоническая музыка, хоровое многоголосие и современная хореография, на сцене будет присутствовать одновременно более 100 артистов, которые воплотят образы древних славянских божеств и фантастических чудовищ из тайных миров.
Режиссёр спектакля — трёхкратный лауреат Национальной театральной премии «Золотая Маска» Алексей Франдетти. Композитор – лауреат конкурса «Партитура», автор музыки для кино, театра, телевидения Андрей Зубец. В главных ролях: Александр Казьмин (звезда мюзиклов «Шахматы», «Преступление и Наказание», «Монте Кристо», «Бал вампиров») и Юлия Дякина (лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска», финалистка проекта «Большой мюзикл»).
В спектакле принимают участие: Академический хор русской песни радио «Орфей» и входящие в его состав Оркестр народных инструментов и Ансамбль народного танца, а также Академический Большой Концертный оркестр имени Юрия Силантьева. В предверие премьеры мюзикла мы задали несколько вопросов режиссёру спектакля Алексею Франдетти.
— Первый отечественный фолк-мюзикл, соединяющий русский фольклор, симфоническую музыку и современную хореографию, обещает стать одной из самых ярких премьер нового театрального сезона. Вы известны как суперуспешный режиссёр-постановщик мюзиклов. Как достичь такого успеха и какими навыками для такого статуса надо обладать?
— Нужно мало спать, много работать и любить то, что делаешь. А ещё уметь читать клавир и партитуру (с последним у меня не очень), разбираться в составе и фактуре тканей, понимать, чем один световой прибор отличается от другого, разбираться в хореографии, географии, иметь пространственное мышление, пригодятся навыки архитектуры, знание истории и литературы. Ну это для начала...
— Существует ли рецепт идеального мюзикла, чтобы он точно стал популярным? Из каких составляющих он складывается?
— Рецепт есть только у Бога. Любой спектакль – это всегда лотерея, где джек-пот — зрительская любовь. Можно попытаться просчитать модные тенденции, ожидания зрителей, позвать звездных артистов, но гарантии, что этот спектакль точно станет хитом, никогда нет.
— Мюзиклы завоевали сердца зрителей достаточно давно: от «Юноны и Авось» 1981 года до мега-успешного переосмысления западных мюзиклов периода 90-2000-ых. Насколько мюзикл как жанр сегодня остался популярен в России, и что изменилось за последние десятилетия?
— Музыкальный спектакль всегда был очень любим зрителем, как бы его не называли — водевиль, рок-опера, музыкальная комедия или мюзикл. Научно доказано: музыка гораздо сильнее действует на человека, чем слово. В России, как и во всём мире, мюзикл всегда демонстрировал техническую оснащённость сцены и возможности театра. Развиваются технологии, сложнее становятся и музыкальные спектакли .
— Одним из главных участников нового проекта стал Академический хор русской песни радио «Орфей». Значит ли это, что хору предстоит полностью сменить амплуа и предстать в новом качестве?
— Сейчас мы находимся в самом эпицентре репетиционного процесса. Каким будет результат, мы сможем узнать только на премьере. Одно могу сказать точно: таким Академический хор русской песни радио «Орфей» ещё никогда не был.
— Если речь идет о современном взгляде на фольклор, то каким образом в рамках одного проекта уживается фольклор и авторская музыка Андрея Зубца?
— Андрей — талантливый композитор. Каким-то образом ведь русский фольклор нашёл место у Римского-Корсакова, и, более того, во многих произведениях стал его мотором и движущей силой. Можно сказать, что мы вдохновляемся примером классиков — Римского-Корсакова, Чайковского и всех тех, кто понимал и любил русскую фольклорную музыку и черпал в ней вдохновение, не забывая сказать свое собственное музыкальное слово.
— Если смотреть глобально, то фольклорные проекты популярны, но не живут долго. Что нужно сделать, чтобы фольклор снова вошёл в моду?
— Поддерживать эти музыкальные направления и в первую очередь финансово. Лютая популярность — это вложения. И не только духовные. Однако для массовой популярности, конечно, важна и правильная обёртка. Вот я и пытаюсь выступить в качестве «упаковщика» на кондитерской фабрике.
— Чем будете удивлять искушенного московского зрителя в ходе представления нового проекта?
— Талантливым исполнением . Талант ведь — гораздо более удивительная субстанция, чем модные проекторы, световые приборы или эффекты «долби».