В чистом поле под Суздалем, возле села Менчаково, линию горизонта нарушает нетипичная для этих мест конструкция — силуэтный объём из металлических рёбер, издали напоминающий остов дома со скатной кровлей. Инсталляция, авторами которой выступила команда бюро Le Atelier под руководством архитектора Сергея Колчина, получила название «Храм чернорабочих» и изначально была создана для архитектурного фестиваля «Зодчество» в 2023 году.
Если часто судьба подобных объектов эксподизайна ограничивается несколькими парадными выставочными днями, «Храм» ждала другая история. В экспозиции фестиваля, посвящённого теме смены поколений, «Храм чернорабочих» был призван обратить внимание на тех, чьими силами создаётся архитектура, авторы которой остаются в памяти.
Первым именем, зазвучавшим в контексте профессии, стал древнеегипетский мудрец и архитектор Имхотеп. С тех пор минуло около 233 профессиональных поколений, но большинство их имён не помнит никто. Ещё реже можно встретить упоминания тех, благодаря кому возникает архитектура — малярам, штукатурам, каменщикам и плотникам нет числа, а без них ничего бы не было. «Храм» построили из металлических профилей ГКЛ, которые тоже никто не видит за ровными листами, но на которых всё держится.
Выстояв три дня на архитектурной выставке, «Храм чернорабочих» решили не утилизировать, а использовать повторно, существенно изменив контекст и символическое поле высказывания. В конце 2024 года инсталляция появилась в открытом поле у села Менчаково — историческом поселении под Суздалем с богатой культурой, живописной природой и особой умиротворяющей атмосферой.
Менчаково было близко к упадку, но команда энтузиастов занялась его восстановлением: сегодня здесь сформирована этичная туристическая инфраструктура, возводятся новые и обновляются старые дома, в которых можно остановиться, проводятся арт-резиденции, а в самом селе можно встретить арт-объекты современных художников и архитекторов.
Именно здесь, на въезде в село, и нашлось место для «Храма чернорабочих». В основу художественного образа инсталляции лёг многолетний опыт исследования загородной вернакулярной архитектуры — результатов стихийной застройки без участия профессиональных проектировщиков. Созданный из профилей ГКЛ практически без отходов, после выхода из выставочного пространства «Гостиного двора» арт-объект был использован повторно в той среде, для которой вернакуляр привычно составляет основу архитектурного облика.
Проект: Архитектурное бюро Le Atelier. Авторский коллектив: Сергей Колчин, Наталья Сенюгина. Хронология: 2023 год — экспозиция для фестиваля «Зодчество», 2024 год — установка арт-объекта в поле села Менчаково, в Суздальском районе Владимирской области.
Фотограф: Максим Лоскутов