Автор : Георгий Насыров
25 март 2021 г.
 

Многогранность современного мира даёт возможность смотреть на наднациональные культуры под разными углами. Можно не быть поклонником российской поп-музыки, но забывать о том, что голосами России в разные времена были азербайджанец Муслим Магомаев, болгарин Филипп Киркоров, украинка София Ротару, башкирка Земфира Рамазанова, забывать точно не стоит. Тогда почему новость о том, что певица таджикского происхождения Манижа Далеровна Сангин отправится представлять Россию на «Евровидении» с песней «Russian Woman» разделила общество на две половины? 

Двадцатидевятилетняя певица Манижа появилась для многих из ниоткуда, несмотря на локальную известность в пределах двух столиц и выпуск двух ярких самобытных альбомов. Её выступление на Первом канале для конкурса «Евровидение» с песней «Russian Woman» (Русская Женщина) оказалось для большинства неожиданностью, к которой трудно остаться равнодушным. Поклонники пришли в восторг от оригинальной песни, выгодным образом отличающейся от стандартных поп-боевиков, входящих в привычную повестку конкурса.

Больше новостей в нашем telegram-канале Icon Life, подпишитесь, чтобы узнавать первыми! 

Но противников оказалось больше. Они пришли в бешенство из-за якобы узнаваемой «американской тюремной красной робы», в которой исполнительница от лица «русской женщины» поёт большую часть песни, родства певицы с авторитетным дядей Акмалом Усмановым, якобы имевшему место лоббированию песни замглавой Администрации Президента Сергеем Кириенко и другом Путина Юрием Ковальчуком. А редакция издания «Ветеранские вести» так и вовсе попросила Следственный комитет проверить песню на «на грубое оскорбление и унижение человеческого достоинства русских женщин по признаку отношения к национальности».

Что же вызвало такой резонанс? Текст. Осмысленный текст о социальных проблемах современной российской женщины. А кому, как не Маниже, чья прабабушка стала одной из первых женщин в Средней Азии, которая сняла паранджу и заявила, что будет работать и хочет быть свободной женщиной, петь о женщине? Помимо отсылки к Алым Парусам («Испокон веков, с ночи до утра, с ночи-ночи. Ждём мы корабля»), в тексте песни получилось чётко  уловить интересный момент:

…Шо там хорохориться? Ой, красавица
Ждешь своего юнца? Ой, красавица
Тебе уж за 30, алло, где же дети?
Ты в целом красива, но вот, похудеть бы
Надень подлиннее, надень покороче
Росла без отца, делай то, что (Не хочешь)…

Или же если возьмём  этот момент

…Сын без отца, дочь без отца
Но сломанной семье не сломать меня, а…

Если проанализировать, то эта часть песни зеркально отражает поколение миллениалов России. В таких незатейливых строках узнают себя многие люди нашей страны. Они вскрывают тот блестящий красивый фантик псевдо-традиционной семьи, под которым — не самая приятная начинка. Почти 5 миллионов из 17 миллионов российских семей – это неполные семьи с матерями-одиночками, еще в 600 тысячах семей детей воспитывают отцы-одиночки. Может отсюда такое неприятие слов песни, которая поднимает неприятные вопросы в масштабах страны, да ещё и выносит их на международную арену. 

Безусловно, это ещё и банальная зависть. Ведь смогла выиграть благодаря своей фан-базе, которую сама взрастила, так ещё такой кричащий текст самой песни. Очень достойная песня – это не ещё одна поп-пустышка о любви, сделанная по лекалам вездесущих шведских сонграйтеров, или слезливая банальность, давящая на жалость, как песня «Мамо» украинской певицы Анастасии Приходько, с которой она в 2009 году представляла Россию на «Евровидении» и проиграла. Текст песни напоминает смысловую нагрузку песен группы ‎«‎Кино». Бытовой реализм наших чувств с проекцией на нынешние реалии.

Может быть это и смело, но хочется верить, что Манижа встанет в один ряд с такими легендами, как «‎Кино», «‎Браво» и прочими группами позднего СССР,  которые на раннем этапе своего творчества подвергались гонениям, но остались в сердцах людей. С момента распада СССР прошло 30 лет, но даже в новой России находятся люди, которым снова хочется запретить музыку, слова и здравый смысл, потому что они противоречат той красивой картинке псевдо-реальности, поразившей, подобно раку, их разум. 

Самый популярный комментарий выступления Манижи с официального канала Евровидения на Youtube, который написал автор Dory Driver, гласит: «‎Никто не ненавидит русских исполнителей больше, чем сами русские». 85 тысяч лайков. А есть комментарий от немецкого поклонника конкурса Артура Миллера: «‎Ооо, черт, почему они голосуют против? Песня качает, в ней есть хорошее послание, и мне нравятся записи, в которых есть сильная национальная идентичность! Не к чему придраться». Есть над чем задуматься.  

 

 

 

Топ статей

Читать больше