Автор : Алексей Романов
25 янв 2023 г.
 

26 марта в концертном зале «Зарядье» состоится концерт Полины Шамаевой, посвящённый 150–летию Сергея Рахманинова. Полина — солистка Московского театра «Новая Опера» имени Е. В. Колобова и Венгерского государственного оперного театра в Будапеште, победительница V сезона телепроекта «Большая опера» на канале «Россия-Культура» и обладатель приза зрительских симпатий (2017), лауреат VI Национальной оперной премии «Онегин» в номинации «Фаворит» (2021).

Полина выступает с лучшими коллективами на концертных площадках России и за рубежом: в Большом театре России, в Концертном зале имени П. И. Чайковского, залах Московской консерватории и Московского международного Дома музыки, на Красной Площади и в Государственном Кремлевском Дворце, Дворце музыки в Афинах (Греция), Симфони-холле в Осаке, Минато-Мирай холле в Йокогаме (Япония), Венгерской государственной опере (Будапешт), Аудитории Тенерифе на Канарских островах (Испания), Зале Стравинского в Монтрё (Швейцария).

Певица принимала участие в различных фестивалях: в Рейнгау (Германия), в Кольмаре (Франция, художественный руководитель - Владимир Спиваков), на Канарских островах, Московском Пасхальном фестивале Валерия Гергиева, «Владимир Спиваков приглашает» в различных регионах России, Concordia имени Софии Губайдулиной (Казань), «Преображение» (Ярославль), «Опера Live» Василия Ладюка, «Opera Art» Динары Алиевой, «Кремлевские вечера» (Рязань), «Кружева» (Вологда).

Сотрудничала с такими выдающимися дирижерами, как Валерий Гергиев, Владимир Спиваков, Михаил Плетнёв, Владимир Федосеев, Владимир Юровский, Томас Зандерлинг, Александр Сладковский и многие другие. В репертуаре Полины Шамаевой — более 20 оперных партий, среди которых Любаша («Царская невеста» Римского-Корсакова), Кармен в одноименной опере Бизе, Композитор («Ариадна на Наксосе» Р. Штрауса), Ольга («Евгений Онегин» Чайковского), Фенена («Набукко» Верди), Маддалена («Риголетто» Верди), Марина Мнишек («Борис Годунов» Мусоргского) и другие, а также партии меццо-сопрано более чем в 50 произведениях кантатно-ораториального жанра. 

Polina Shamaeva

В преддверии концерта, который состоится 26 марта, мы поговорили с Полиной о вечном.

— Полина, добрый день! Что услышит зритель на Вашем концерте в «Зарядье» 26 марта?

— В этом году мир отмечает 150-летие Сергея Васильевича Рахманинова, одного из самых известных и самых исполняемых русских композиторов. К этому прекрасному юбилею я готовлю новую авторскую программу камерной музыки «Романсы Рахманинова», в которой я хочу показать слушателям трансформацию творчества Рахманинова именно в камерном жанре. Я взяла из всех его опусов по несколько романсов, начиная с ранних, написанных им в 19 лет, и показала, как на протяжении 25 лет творчества менялся фортепианный аккомпанемент композитора. На концерте в «Зарядье» мне хочется показать все грани его вокального творчества, а исполнять романсы я буду с моей коллегой — замечательной пианисткой Юлией Баньковой.

— Что лично для вас представляет фигура Сергея Васильевича Рахманинова и есть ли любимые произведения композитора?

— Когда я готовилась к концерту и ранее, когда я соприкасалась с его сочинениями, мне было очень интересно погрузиться в его биографию, узнать, как жил этот человек, как и при каких обстоятельствах творил, какую музыку писал. Когда он был в эмиграции, он не написал ни одного романса, что очень о многом говорит. У себя в Ивановке он мог творить и погружаться в эту музыку, а вне России ему было сложно вернуться к этому жанру, как и к другим жанрам. Он больше реализовывал себя как концертирующий пианист за рубежом.

Для меня очень важно это удивительное сочетание музыкального гения и тонкого, ранимого человека. Что касается любимых произведений, то для меня самое важное произведение Рахманинова — «Всенощное бдение». С этим произведением я сталкивалась не раз, когда пела в хоре. Мы исполняли его под руководством таких великих мастеров как Виктор Сергеевич Попов и Владимир Теодорович Спиваков, и каждый из них привносил в это произведение свое видение.

Polina Shamaeva 15

— У вас потрясающая профессиональная биография и вы признанный профессионал мира музыки. Волнуетесь ли вы перед выходом к зрителям и как справляетесь с этим волнением?

— Конечно, я волнуюсь перед выходом, хоть за плечами и огромный опыт, и большие заслуги. Но большие заслуги — это, в первую очередь, обязательства перед зрителем и своими коллегами. Поэтому волнуюсь всегда. Мне кажется, что если музыкант или актёр, который выходит на сцену, не волнуется, значит, он уже не живой. Можно, наверное, так сформулировать. С волнением же можно справиться одним способом.

Когда ты приходишь к такому уровню своей профессиональной подготовки, когда ты можешь полностью физически контролировать свой организм, полностью контролировать то, что ты делаешь на сцене, волнение немного отступает. Волнуешься ты перед выходом, за кулисами, а потом ты выходишь на сцену. И вот когда ты видишь живые горящие глаза, волнение отступает. Для меня огромное удовольствие — находиться на сцене и дарить людям радость!

— Классическая музыка в XXI веке — популярна ли она и кто её слушатель в России?

— Да, классическая музыка популярна, и я считаю, что в последние десятилетия она очень быстро «набирает обороты», и очень многое этому способствует. Я бы хотела особо отметить радио «Орфей», которое постоянно знакомит зрителя с лучшими произведениями отечественной и мировой классики. Причём не только в эфире, но и в Интернете. «Орфей» создал отдельные тематические интернет-каналы и для знатоков классической музыки, и для тех, кто только начинает своё знакомство с этим прекрасным миром.

Кто слушатель? Исходя из моего опыта и опыта моих слушателей, которые часто пишут мне комментарии и в соцсетях, и на моём YouTube-канале, я могу сказать, что это люди самых разных профессий и возрастов. Недавно мне один человек написал, что он был рокером, но, услышав мои записи, перешёл в ряды слушателей классической музыки. Для меня очень ценна эта обратная связь, мне важно, что, прослушав мои записи, слушатели делятся своими эмоциями, впечатлениями, мыслями.

Polina Shamaeva 10

— На Западе популярен жанр classical crossover, а его исполнители, такие как Джош Гробан, Эмма Шаплин, Сара Брайтман, Il Divo, являются настоящими суперзвездами. Почему в России этот жанр не получил должной популярности и почти не востребован зрителем?

— Мне сложно ответить на этот вопрос. Я оперная певица и с жанром классического кроссовера практически никогда не сталкивалась. Однажды только на телевидении исполняла подобное произведение. Так что я не могу судить о том, почему он популярен или не популярен, и тем более сравнивать зарубежных и наших исполнителей.

— Какие композиции вы можете рекомендовать послушать зрителю концерта 26 марта для правильной настройки на нужную волну?

— Я бы посоветовала под настроение — может быть, фоном, может быть, специально вечером после работы — послушать любые произведения Рахманинова и погрузиться в глубину его творчества. Очень интересно, как он в музыке совмещал два состояния: широту русской души, светлый праздник и при этом очень глубокую скорбь. Вот это нужно прочувствовать, понять.

Но мне кажется, тут с первых звуков можно погрузиться в это состояние, здесь даже не надо как-то специально настраиваться. Если интересно, можно послушать его романсы в исполнении известных певцов — Дмитрия Хворостовского, Ирины Архиповой. Это те исполнители, которых я бы порекомендовала послушать. Буду рада, если зритель подготовится к этому концерту!

— Можете объяснить секрет вечной жизни классических произведений, которые живут веками?

— Могу сказать кратко: именно потому, что эти произведения прошли вековой отбор. Потому что это самые яркие сочинения, самобытные, интересные и… гениальные!

Фотографии: Евгений Евтюхов, Кристина Калинина, Андрей Мындру. Предоставлены PR–службой артиста.

Топ статей

Читать больше