Автор : Дэн Абрамов
25 июль 2023 г.
 

Новый фильм Кристофера Нолана «Оппенгеймер» вызвал полемику среди правых индуистов в Индии, некоторые призывают к бойкоту картины и требуют убрать сексуальную сцену, в которой главный герой произносит известную фразу из священного писания индуизма.

Фильм рассказывает историю атомной бомбы через призму её создателя Роберта Оппенгеймера. Критикуемая сцена изображает актера Киллиана Мерфи в роли Оппенгеймера: занимающегося сексом с актрисой Флоренс Пью, которая играет его возлюбленную Джин Тэтлок. Пью останавливается во время полового акта, после берет копию «Бхагавадгиты» («Песнь Господа»), одного из самых священных писаний индуизма, и просит Мерфи прочитать её. «Я стал смертью, разрушителем миров», — произносит персонаж Оппенгеймера, когда они возобновляют общение.

Эта сцена вызвала возмущение среди некоторых правых политических групп в Индии. Политик из индийской индуистско-националистической партии Бхаратия Джаната (БДП) назвал фильм «тревожной атакой на индуизм» и обвинил его в том, что он является «частью более крупного заговора антииндуистских сил».

В субботнем заявлении уполномоченный по информации Индии Удай Махуркар назвал происходящее «прямым нападением на религиозные убеждения миллиарда толерантных индусов», сравнив это с «войной против индуистской общины». Он добавил: «Мы считаем, что если вы уберете эту сцену и сделаете всё необходимое, чтобы завоевать сердца индусов, это будет иметь большое значение для того, чтобы заявить о себе как о чувствительном человеке и подарить вам дружбу с миллиардами хороших людей».

Florence Pugh as Jean Tatlock and Cillian Murphy as J. Robert Oppenheimer

Перед премьерой «Оппенгеймера» Мерфи сказал, что готовился и читал «Бхагавадгиту». «Я подумал, что это абсолютно красивый текст, очень вдохновляющий. Я думаю, что это было утешением для него [Оппенгеймера], он как бы нуждался в этом, и это давало ему большое утешение на протяжении всей его жизни», — сказал он в интервью индийскому кинокритику Сучарите Тьяги. 

Оппенгеймера, известного как «отец» атомной бомбы, привлекал индуизм и его учения. Полиглот и эрудит, он выучил несколько языков, включая санскрит. Выступая перед интервьюерами через два десятилетия после того, как 16 июля 1945 года произошел первый в мире ядерный взрыв бомбы «Тринити», Оппенгеймер сказал: «Мы знаем, что мир уже не будет прежним. Кто-то смеялся, кто-то плакал, но большинство молчало». Он сказал, что помнит строчку из Бхагавад-гиты: «Теперь я стал Смертью, разрушителем миров».

Фильм был хорошо принят в большинстве районов Индии, которая в 1974 году провела первое ядерное испытание. Критики дали «Оппенгеймеру» восторженные отзывы, а люди стекались в кинотеатры, чтобы посмотреть его. Интересно то, что злополучная  эротическая сцена в ряде стран подверглась цензуре. Для некоторых стран (Индия, Индонезия и Бангладеш) обнаженную героиню Флоренс Пью «одели» в диджитал-платье. 

Florence Pugh

В Индии «Оппенгеймер» собрал более 3 миллионов долларов в первые выходные, что было больше, чем долгожданная «Барби» режиссера Греты Гервиг, которая вышла в тот же день и собрала чуть более 1 миллиона долларов. При этом в большинстве западных стран лидером как раз является «Барби», воспевающая свободу и борьбу с условностями.

Совет по кинематографии Индии присвоил фильму «Оппенгеймер» рейтинг U/A, который зарезервирован для фильмов, содержащих умеренные темы для взрослых и которые могут смотреть дети до 12 лет под присмотром родителей. Запретов на фильм пока нет ни в одном из штатов и союзных территорий страны.

Это не первый случай, когда правые индуисты обижаются на фильмы, телевизионные шоу или рекламные ролики за то, как они изображают индуизм. Некоторые из фильмов были бойкотированы или сняты с проката из-за протестов консервативных и радикальных групп. В 2020 году Netflix вызвал резкую негативную реакцию в Индии из-за сцены из сериала «Подходящий мальчик», в которой индуистская женщина и мужчина-мусульманин целуются в индуистском храме. В том же году индийский ювелирный бренд Tanishq отозвал рекламу с изображением межконфессиональной пары после критики в Интернете.

Между тем, аналитики и кинокритики говорят, что тон некоторых индийских фильмов изменился: националистические и исламофобские нарративы получили поддержку многих в Индии. В прошлом году фильм режиссера Вивека Агнихотри «Кашмирские досье», основанного на массовом исходе кашмирских индусов, спасавшихся бегством от жестоких исламских боевиков в 1990-х годах, поляризовавших Индию, расколол общество.

Причем одни приветствовали фильм как «выворачивающий кишки» и «правдивый», а другие критиковали его за исламофобию и неточность. Аналогичным образом, выпуск в этом году фильма «История Кералы» о девушке-индуистке, которую соблазнили присоединиться к терроритической организации, разозлил критиков, назвавших его пропагандистским фильмом, демонизирующим мусульман.

 

Топ статей

Читать больше