8 марта традиционно считается лучшим днём для того, чтобы устроить романтическое свидание, подарить любимой девушке цветы и, конечно, сходить в кино. В этом году 8 марта мы сможем насладиться «При чём тут любовь?» режиссёра Шекхара Капура, который представил своё видение того, что же такое истинная любовь с восточным колоритом и, конечно, танцами.
Премьера кинофильма состоялась в рамках Международного кинофестиваля в Торонто. Синопсис повествует о лучших друзьях с детства, Зои и Казиме, которые всегда одинаково относились к таким понятиям, как любовь и брак. Но Зои уже много лет не может найти свою настоящую любовь во всем Лондоне, в то время как Казим вдруг решает жениться на совершенно незнакомой девушке, выбранной согласно индийским традициям его родителями. Озадаченная Зои отправляется вместе с ним в путешествие на его большую свадьбу, чтобы снять свой первый фильм и, главное, ответить на важнейший вопрос – а при чем тут любовь?
«Я уехала из Лондона в Пакистан в 20 лет, когда вышла замуж. Следующие 10 лет я прожила в Лахоре и Исламабаде. Там родились двое моих сыновей. Тогда я полюбила Пакистан: страну удивительную и завораживающую. Жизнь там открыла мне глаза на иной способ поиска вечной любви. С изучения контраста между восточным и западным отношением к любви и началась работа над сценарием фильма «При чём тут любовь?».
Многим моими английскими друзьями договорной брак кажется каким-то средневековым рабством, поскольку его часто путают с насильственным браком. Я же, напротив, начала видеть преимущества в этом неромантичном способе создания семейной ячейки. За то время, которое я провела в Пакистане, я видела немало успешных договорных браков. Некоторые местные жители даже просили меня устроить их свадьбы…
Пары, с которыми я встречалась, не начинали с любви – они ею заканчивали. По словам моих пакистанских друзей, вечная любовь основана на философии «томления, а не кипячения». Совместимость, а не химия, – вот, что формирует фундамент отношений. Этот фундамент основан на традиционных идеях и общей системе ценностей, а не на приключениях, на прагматизме, а не на страсти. Наш с мужем брак был первым союзом по любви в продолжительной истории его семьи. И первым и единственным разводом.
Вернувшись в Лондон, я кардинально изменила свой подход к свиданиям. Бесконечное количество вариантов на расстоянии вытянутой руки, благодаря растущей популярности соответствующих приложений, сопряжены с ворохом проблем – муки выбора, уничтожающее ощущение того, что тебя используют, и тому подобное. В разговоре со своими лондонскими друзьями-одиночками я шутила, что нам всем только на руку беспардонно практичная социальная система.
Она настаивает на чистоте помыслов и заранее подготовленных брачных контрактах, напрочь отрицая саму возможность завести отношения с близким по духу, не подверженным никаким фобиям мужчиной, которого выбрали люди, знающие нас лучше, чем мы сами. Именно тогда появилась идея этого фильма. Мне хотелось передать современную загадку через двух главных героев: Зои, подсевшую на знакомства по сети современную женщину, и Казима, романтика, который доверяет свой выбор партнёра счастливо женатым родителям», – рассказывает сценаристка Джемайма Кхан.
«При чём тут любовь? Любовь и интимность – самые частые и при этом самые неопределённые слова в нашем словаре. Несмотря на это, мы продолжаем искать истинный смысл этих слов. Я увидел это в сценарии, который написала Джемайма. Он открывал возможность изучить два мира в формате романтической комедии, подчеркнув уникальность каждого. Мы искали смысл этих слов вместе с актёрами, пытались понять, что они значат для каждого из нас. Это было невероятное приключение… и теперь мы готовы подарить его вам, зрителям. Разделите с нами наши слёзы, наш смех и наши поиски. Пусть они станут и вашими», – комментирует режиссер Шекхар Капур.
Шазад Латиф, сыгравший роль Казима, стал одним из первых, кто согласился сниматься в картине. «Когда начались пробы, я подумал: «Это какое-то безумие!» – вспоминает Латиф. – Фильм Джемаймы Кхан? Моя мама собирала вырезки о Джемайме и была буквально одержима ею. Наверное, потому, что моя мама – британка, вышедшая замуж за пакистанца, так что у мамы и Джемаймы было много общего. В тот момент я понял: я должен сыграть эту роль».
На протяжении нескольких месяцев Латиф каждый день связывался по скайпу с режиссёром. «Около двух месяцев Шекхар звонил мне, и мы просто разговаривали, – вспоминает Латиф. – Я не мог понять, что происходит: «Что, мы просто будем разговаривать? Даже не будем репетировать?» А потом я понял: он пытался найти во мне персонажа, раскрыть его, почувствовать. Шекхар – один из величайших кинематографистов нашего времени и о работе с ним можно только мечтать. Как можно было отказаться от такой возможности?»
«Джемайма создала потрясающую историю – смешную, но в то же время душевную, – считает Лили Джеймс, сыгравшая роль Зои. – Получилась не просто замечательная романтическая комедия, но любопытный взгляд на культурные различия. Шазад – один из моих ближайших друзей, мы дружим уже более десяти лет. И когда я получила предложение сняться с ним вместе, я согласилась не раздумывая. Несмотря на первый локдаун, я ответила: «Разумеется, я хочу сыграть эту роль!».
Поиски Маймуны, третьей вершины этого любовного треугольника, оказались не такими простыми. «Это был тот ещё кастинг, – вспоминает продюсер компании Working Title Ники Кентиш Барнс, которая в конечном счёте предложила обратить внимание на Саджал Али, знаменитую пакистанскую актрису. – В какой-то момент я подумала, что эта нежизнеспособная идея, ведь любые перемещения были под запретом из-за ковида. Саджал вряд ли смогла бы добраться до Лондона!» К счастью, актриса так загорелась ролью, что готова была на всё, чтобы её получить.
Кхан до последней минуты сомневалась в том, что Эмма Томпсон согласится сыграть роль Кэт, матери Зои, несмотря на то, что имя актрисы было записано в сценарии изначально. К счастью, Томпсон понравился сценарий Кхан. «Джемайма смогла раскрыть саму суть проблемы, – говорит Томпсон. – Из её истории получилась невероятно смешная, тёплая комедия, в которой говорится о семье, любви и браке. Кэт во многом уязвима, но при этом чудовищно невежественна! И это даже не приходит ей в голову, учитывая её возраст и воспитание. При этом Кэт всецело принимает культурные различия и любит другие культуры. Ей нравится всё – нравится еда, нравятся люди».
Сценарий заставил Томпсон задуматься. «В нём обозначено немало противоречий и компромиссов, с которыми каждый из нас рано или поздно сталкивается, – объясняет актриса. – Мы вынуждены принимать решения, которые нередко идут вразрез с нашими идеалистическими предположениями. Мысль фильма в том, что мы все принадлежим друг другу, вне зависимости от культурного наследия, вне зависимости от того, какими стенами мы стремимся оградить себя от окружающих. Суть от этого не меняется – каждый человек принадлежит всему человечеству».