Недавно проведенное исследование продаж произведений искусства в крупнейших аукционных Домах показало, что весенний аукционный сезон этого года был «худшим из возможных», что привело к «худшим общим финансовым показателям в XXI веке».
К таким выводам пришла компания JP Mei & MA Moses Art Market Consultancy, которой руководят опытные аналитики рынка Цзяньпин Мэй и Майкл Мозес, изучающие повторные продажи произведений искусства на аукционах Christie's, Phillips и Sotheby's. Любой наблюдатель за аукционными продажами весной обратил бы внимание на не слишком блестящие результаты, но Мэй и Мозес подсчитали ущерб от продаж произведений искусства, изначально купленных в любом мировом аукционном Доме с 1970 года.
Аналитики встретились в качестве профессоров Школы бизнеса имени Стерна при Нью-Йоркском университете; Мозес на пенсии, а Мэй — профессор финансов в Высшей школе бизнеса имени Чунг-Конга в Пекине. Профессора оценивают рынок, используя традиционный финансовый анализ того, что они называют «парой повторных продаж», то есть произведение искусства, которое есть в базе данных и только что было продано.
Анализ начинается с расчета совокупного годового дохода отдельного произведения искусства и стандартного отклонения этих доходов (меры того, насколько доходность изменилась с течением времени). Затем они могут рассчитать риск, который существует в произведении искусства для каждой единицы дохода.
Их вывод: средняя доходность повторных продаж пар произведений искусства этой весной была почти нулевой, что является самым низким показателем с 2000 года. Самая высокая средняя доходность была в 2007 году, когда она достигла более 0,13%; предыдущий минимум в 0,02% был достигнут в разгар финансового кризиса в 2009 году.
Стандартное отклонение этих доходов было высоким, около 0,15%, но не рекордным. Однако мера риска для дохода была в десять раз выше, чем в любой другой год этого столетия, согласно отчету. «Это нехорошо, поскольку большинство инвесторов предпочитают активы, которые минимизируют риск на единицу прибыли», — говорится в отчете.
Рассмотрим произведения импрессиониста Клода Моне. База данных Mei-Moses включает 183 картины художника; они достигли средней доходности 7% на аукционе со стандартным отклонением всего 4%, что «довольно мало», говорит Мозес. «Если вам нужен художник, у которого, скорее всего, всё всегда хорошо получается [c продажами], и который не так уж и рискует, то это Моне, если вы можете себе это позволить», — говорит он.
Напротив, средняя доходность 142 работ современного художника Дэмиена Херста составляет отрицательные 2,3%; стандартное отклонение составляет 13%. Работы Херста имеют «отрицательную доходность и высокий риск — потенциально его следует избегать», — говорит Мозес.
По мнению Дрю Уотсона, руководителя отдела услуг в сфере искусства в Bank of America Private Bank, анализ предоставляет «интересные и важные данные», но их необходимо рассматривать среди других рыночных данных в более широком контексте. «Мы сосредоточились на подмножестве рыночных данных, которые могут раскрыть интересную информацию, но не обязательно полностью объясняют всю картину происходящего на рынке», — говорит Уотсон.
Одна из причин заключается в том, что рынок произведений искусства сегодня приносит больше пользы покупателям, чем продавцам, и в результате многие продавцы либо придерживают свои работы до тех пор, пока цены не вырастут, либо продают их в частном порядке. По словам Уотсона, частные сделки дают продавцам больше контроля над ценообразованием, сроками и кругом потенциальных покупателей.
Тем не менее, по его словам, коллекционеры и дилеры сходятся во мнении, что рынок продолжает корректироваться с максимумов, достигнутых после пандемии, и вряд ли ситуация изменится до следующего раунда крупных распродаж этой осенью. «Я думаю, что мы продолжим наблюдать, как эта великая передача богатства продолжит разыгрываться, даже если это скорее ручеек на текущем рынке», — говорит Уотсон. Однако на данный момент будет меньше дискреционных продаж и больше случаев, когда работы будут поступать на рынок из-за смерти и развода.
На осенние продажи в Нью-Йорке влияют даже президентские выборыв США, которые состоятся 5 ноября, что, возможно, компенсирует рост, вызванный снижением краткосрочной процентной ставки на полпроцента Федеральной резервной системой на прошлой неделе. «Я думаю, что в ноябре мы продолжим наблюдать продолжение майского рынка, но, возможно, в мае 2025 года мы начнем замечать изменения», — говорит Уотсон.
Исключением из плохих результатов этого года является исполнение импрессионистского и современного искусства. Категория показала признаки силы в этом году, что было очевидно для наблюдателей рынка и было подтверждено в отчете Mei-Moses. Средний совокупный годовой доход от 656 проданных в этой категории работ в этом году составил 3,31%.
Лучше себя показало только латиноамериканское искусство, зафиксировавшее средний доход около 5,4%, но только из семи повторных продаж. Хуже всех себя проявила так называемая категория «мокрой краски» ультрасовременного искусства, с 31-й повторной продажей, давшей средний доход в минус 8,25%. По словам Уотсона, импрессионистское искусство показало себя в соответствии с ожиданиями для этой категории. «Это своего рода акции голубых фишек в мире искусства», — говорит он.
Мэй и Мозес, чьи индексы изящных искусств были приобретены Sotheby's в октябре 2016 года, также учитывают так называемые показатели сквозных продаж, представляющие собой процент произведений искусства, которые не были проданы, от общего числа выставленных на публичные торги.
Их анализ полугодовых показателей сквозных продаж показал, что в этом году около 33% работ не были проданы по сравнению с примерно 24% в 2023 году — это самый высокий показатель с 2006 года. (До 2006 года один из трех аукционных домов не предоставлял данных о показателях сквозных продаж, говорит Мозес.)
Набор данных Mei-Moses включает около 50 000 пар повторных продаж произведений искусства, проданных на крупных аукционах с 2000 года и купленных с 1970 года, и еще 10 000, также купленных с 1970 года, но не проданных в последней попытке аукциона. Он включает произведения искусства, купленные и проданные по разным ценам, а не только по верхней границе рынка.
По словам Мозеса, еще в 2000 году он и его коллега решили, что единственный способ справедливо оценить рынок — это использовать общедоступные данные аукционных продаж — «проверяемую информацию как о покупках, так и о продажах», чтобы гарантировать отсутствие «предвзятости отбора».
Хотя работа аукционных Домов основана на цифрах, Мозес говорит, что в отличие от акций и облигаций, искусство всё же имеет «радостную полезность». Человек, который покупает искусство, может наслаждаться его созерцанием и коллекционированием, говорит Мозес. Получение достойной прибыли от него может быть дополнительным преимуществом, но это не единственная причина его покупки.
«Наша идея всегда была в том, чтобы сделать информацию о финансовой отдаче, связанной с рынком искусства, доступной, чтобы человек мог решить, стоит ли получаемая им радость отсутствия финансовой отдачи или частичной финансовой отдачи или более рискованной финансовой отдачи», — говорит он. «По крайней мере, у них есть эта информация для принятия решений».