Согласно данным нового отчета Transport and Environment, за последние два десятилетия размеры роскошных круизных лайнеров увеличились вдвое, что может привести к появлению в будущем ещё более крупных судов, бороздящих океаны, и созданию потенциальных проблем для экологии планеты.
Для круизных судов нового поколения нет невозможного. Это настоящие плавучие города, на которых в течение многих месяцев автономно живут тысячи пассажиров и сотни членов экипажа и вспомогательных служб. За последние полвека мировая круизная индустрия стремительно росла. Количество судов увеличилось более чем в двадцать раз: с 21 судна в 1970 году до 515 судов на сегодняшний день. Круизные суда также становятся всё больше.
Согласно исследованию, проведенному европейской лоббистской группой Transport and Environment (T&E), выступающей за внедрение и применение источников чистой энергии, самые большие круизные лайнеры в мире теперь в два раза больше, чем в 2000 году. При нынешних темпах роста самые большие круизные лайнеры в 2050 году могут стать почти в восемь раз больше «Титаника», самого большого пассажирского судна на момент его отправления в плавание в 1912 году (длиной 269 метров), если темпы роста сохранятся, обладая возможностью перевозки 11 000 пассажиров.
Хотя роскошные круизные туры по-прежнему сохраняют ореол элитарности, они становятся всё более популярным вариантом отдыха в развитых странах: по прогнозам, в 2024 году круизные путешествия совершит около 36 миллионов отдыхающих. В результате такого быстрого роста эти плавучие города выбрасывают больше парниковых газов и загрязняющих веществ, чем когда-либо прежде. В период с 2019 по 2022 год выбросы CO2 круизными лайнерами в Европе выросли на 17%, несмотря на пандемию COVID-19, а выбросы метана подскочили на рекордные 500%.
При этом круизные суда освобождены от топливных пошлин, а также от большинства корпоративных и потребительских налогов. Налог в размере 50 евро на типичный билет на круизное путешествие принесет 1,6 млрд евро в мировом масштабе, 410 млн евро из которых будут собраны в Европе.
«По сравнению с современными круизными лайнерами "Титаник" выглядит как небольшая рыбацкая лодка. Насколько ещё могут вырасти эти гиганты? Круизный бизнес — самый быстрорастущий сектор туризма, и его выбросы быстро выходят из-под контроля», — заявила Инеса Уличина, специалист по устойчивому судоходству в T&E.
Ассоциация круизных линий Cruise Lines International Association, крупнейшая отраслевая ассоциация круизной индустрии, не согласна с «многочисленными утверждениями в отчете, которые противоречат проверенным данным», говорится в заявлении группы. В своем заявлении CLIA добавила, что «большинство (60%) всех круизных судов, курсирующих сегодня и планирующих выйти на линию в течение следующего десятилетия, представляют собой суда малого и среднего размера и являются частью мирового флота, который стал более энергоэффективным, чем когда-либо».
«Данные о выбросах, опубликованные в базе данных ЕС (MRV), показывают, что круизные компании сократили выбросы в среднем на 16% на одно судно за последние пять лет», – добавили в Cruise Lines International Association. Однако, по данным Международной морской организации, круизные лайнеры и другие морские суда ежегодно ответственны за около 3% мировых выбросов парниковых газов.
На момент спуска на воду в 1999 году лайнер Voyager of the Seas компании Royal Caribbean водоизмещением 137 276 тонн был крупнейшим круизным лайнером в мире. Круизный лайнер Icon of the Seas длиной 1198 футов, на котором есть семь бассейнов и рекордный по размерам аквапарк площадью 17 000 квадратных футов, стал крупнейшим в мире круизным лайнером с валовой вместимостью 248 663 тонны на момент спуска на воду в январе 2024 года.
По словам представителей отрасли круизов, они планируют достичь цели сокращения выбросов, «шире используя более устойчивые виды топлива по мере их появления, а также инвестируя миллиарды в суда с передовыми технологиями, которые сделают их самыми экологически ориентированными судами в истории — и это независимо от размера судна».