Картина, ставшая результатом недолгого, но продуктивного сотрудничества Энди Уорхола и Жана-Мишеля Баския в середине 1980-х годов, будет выставлена на продажу в мае на аукционе Sotheby's по ориентировочной цене около 18 миллионов долларов США. «Без названия», 1984 года, стал центральной частью крупной ретроспективы сотрудничества, которая была показана в Фонде Louis Vuitton в Париже и в Фонде Бранта в Нью-Йорке в прошлом году.
Монументальная картина размером 294.6 на 419.7 см представляет собой знаменитую иконографию Уорхола и Баскии в то время, когда художники — с разницей в возрасте более 30 лет — находились на самых разных этапах своей карьеры. Уорхол, родившийся в 1928 году, был одним из самых влиятельных людей в мире искусства, хотя он и «потерял часть воодушевления, которое определяло его карьеру в 1960-х годах», говорится в пресс-релизе Sotheby's.
Между тем, Баския, родившийся в 1960 году, был восходящей звездой. Уорхол и Баския были представлены друг другу в 1982 году швейцарским галеристом Бруно Бишофбергером, который поощрял художников работать друг с другом, что они активно и делали в 1983-85 годах. Критики в значительной степени раскритиковали результаты сотрудничества двух художников, включающие более 160 работ, после того, как некоторые из них были первоначально представлены в галерее Тони Шафрази в 1985 году в Нью-Йорке. Газета New York Times в то время описывала картины как «большие, яркие, беспорядочные, полные частных шуток и неубедительные».
Десятилетия спустя результаты неординарного сочетания взглядов двух художников, дополняющих и противостоящих друг другу, стало вызывать положительные критические статьи. Если полотно «Без названия» (1984) будет продано за 18 миллионов долларов США, это станет «новым эталоном для серии», отражая тот факт, что эта работа «является одной из лучших совместных картин, созданных художниками», говорит Люциус Эллиотт, руководитель отдела Sotheby's в Нью-Йорке.
В 2014 году масштабная работа художников «Зенит», датируемая 1985-м годом, написанная акрилом на холсте, была продана на аукционе Phillips за 11,4 миллиона долларов США, что является текущей рекордной ценой для этой серии. Работа без названия, которую продает Sotheby's, родом из анонимной частной коллекции, была публично продана нынешнему владельцу в 2010 году на аукционе Sotheby's в Нью-Йорке за 2,65 миллиона долларов США (оцените рост стоимости).
«Без названия» (1984) была написана на позднем этапе сотрудничества художников, когда они очень привыкли работать друг с другом. «В каком-то смысле это похоже на призыв и ответ; это своего рода танец между ними двумя. И в этом тоже есть что-то соревновательное, с точки зрения их иконографии, с точки зрения того, что каждый из них выставляет. Четкие и ясные шелкографические изображения Уорхола включают в себя эскизы бейсбольных перчаток, теннисной ракетки и таких слов, как "специальные упражнения!" и "Зенит" — отсылка к популярной фирме по производству электроники того времени, в то время как маркировка Баския, часто наносимая масляной краской, более "инстинктивна, линейна и графична". То, что [Уорхол] решил сделать вместе с Баскией, было очень обдуманным, как и решение, чтобы Баския работал поверх своих каракулей и отвечал на них — которые, очевидно, были гораздо менее запланированными, чем у Уорхола», — говорит Эллиотт.
Хотя картина могла бы стать рекордсменом среди творений Уорхола и Баскии, работы каждого из этих художников были проданы за цену, кратную ожидаемой. Аукционный рекорд для картины Уорхола составляет 195 миллионов долларов США с учетом гонораров, достигнутых за картину Shot Sage Blue Marilyn (1964) в мае 2022 года на аукционе Christie's в Нью-Йорке. Аукционный рекорд Баскии — картина «Без названия » 1982 года, которая была продана за 110,5 миллионов долларов США с комиссионными в 2017 году на аукционе Sotheby's в Нью-Йорке.
Эллиотт говорит, что тот факт , что картина «Без названия » 1984 года была центральной в ретроспективе сотрудничества, и то, что многие люди увидели художников в новом свете, может сыграть роль в исходе продажи. «Я очень рад возможности представить это рынку. Вы можете отчетливо идентифицировать почерк обоих этих художников в композиции, которая сливается в гармоничную картину, что я считаю это очень убедительным», — говорит Эллиотт.