Автор : Алексей Романов
21 июль 2023 г.
 

Редкое письмо легендарного физика Альберта Эйнштейна о сотворении Вселенной, в котором он пытается развенчать библейскую историю сотворения мира, впервые поступило в продажу. Эпохальный документ продаётся американским дилером автографов The Raab Collection и оценивается в 125 000 долларов (11 312 500 российских рублей).

С тех пор как Дарвин предложил свою теорию эволюции, люди стремились примирить идею религии с новыми концепциями науки. Во многих случаях это означало брать новую научную идею, получавшую всё большее признание, и оглядываться назад на идеи религии, чтобы найти их связь. Пожалуй, никому в истории не уделялось больше внимания на эту тему, чем Альберту Эйнштейну, немецкому еврею, чье бегство из этой страны в целях безопасности и его последующая карьера ученого и мыслителя в Соединенных Штатах стали знаковыми для развития науки. Его связь с религией своего народа и статус ученого означали, что люди часто обращались к нему, чтобы понять связь между религией и наукой.

Эйнштейн рано проявил большой интерес к наблюдению за природой, потрясающая красота и симметрия которой привлекали его внимание. Он инстинктивно верил, что во вселенной существует полная рациональность, причинная обусловленность, в соответствии с которой вещи имеют причины, и что её логический порядок исключает её случайность. Для него это означало «предустановленную гармонию», связывающую все вещи, которые можно было наблюдать, переживать, чувствовать и изучать. 

Человек в его понимании должен был с помощью науки разгадать и понять работу и отношения этой схемы. Он писал: «Наука — это многовековая попытка свести воедино посредством систематического мышления воспринимаемые явления этого мира в как можно более полную ассоциацию». Законы природы, такие как законы теории относительности, ждали, когда кто-то раскроет их тайны. Наравне со служением науке, Энштейн  признавал и силу религии. Хотя он и не верит в библейского Бога, он хорошо известен тем, что демонстрировал своё понимание того, что во вселенной действует какая-то сила. Однако в некотором смысле он считал, что религия и наука отвечают на совершенно разные вопросы.

Einstein April 11 1950

Эйнштейна время от времени спрашивали о его личных религиозных взглядах, но всем ли он отвечал? До Холокоста Майкл Л. Мунк был одним из ведущих голосов в борьбе ортодоксальных раввинов, отстаивая уникальные религиозные акты, лежащие в основе иудаизма в Старом Свете, в том числе кошерное приготовление пищи. Жернова истории действовали и на него и на его семью, включая жену Марту, психолога, на которой он женился до войны. 9 ноября 1938 года раввину Мунку удалось бежать из Германии, сначала в Нидерланды, где он получил паспорт, а оттуда в декабре отправился в Великобританию. В 1939 году он основал синагогу Хедон Адат Исраэль в Лондоне, которая существует до сих пор. В 1941 году он эмигрировал в США, где до 1944 года работал раввином в общине Бет Хамидраш Хагадол в Бостоне.

В 1947 году жители Берлина снова пригласили раввина Мунка в этот город, чтобы он стал там первым раввином после ужасных событий войны и Холокоста. Раввин Мунк отправился в Европу 6 мая 1947 года на RMS Mauretania. Его задачей было возглавить восстановление там еврейской религиозной жизни. В конце марта 1950 года г-жа Мунк, ставшая учителем религиоведения в Соединенных Штатах, написала Эйнштейну: «От имени слушателей серии лекций по религии я хотела бы спросить вас, считаете ли вы, что современный ученый может примирить идею сотворения мира Богом, высшей силой, со своими научными знаниями».

Эйнштейн ответил, не теряя времени, в письме, в котором заявляет, что, по его мнению, буквальное толкование Библии рассматривает Бога как создателя вселенной. Но он отмечает, что ученые, которые верят, что вещи являются результатом определенной наблюдаемой причины, не примут первоначальный смысл истории сотворения Торы, но что такая вера не предназначена для того, чтобы разрушить такую ​​веру, она заменяет и замещает ее. Поэтому он заявляет, что не принимает историю сотворения не потому, что она опровергнута, а потому, что существует правильное научное объяснение.

Einstein April 11 1950 1

Машинописное письмо  подписанное в Принстоне 11 апреля 1950 года для миссис Мунк гласит: «Пока библейские истории воспринимались буквально, было очевидно, какой веры ожидают от читателей. Однако если вы интерпретируете Библию символически (метафорически), становится неясно, следует ли на самом деле думать о Боге как о личности [и, следовательно, не как о монотеистическом божестве], что в некотором роде аналогично людям. В таком случае трудно оценить, что осталось от веры в её первоначальном смысле. Я думаю, однако, что человек, более или менее воспитанный в научном мышлении, чужд религиозному творению (в первоначальном смысле) космоса, потому что он ко всему применяет мерку причинной обусловленности. Это не опровергает религиозной установки, а в известном смысле заменяет и вытесняет её. С наилучшими пожеланиями, Альберт Эйнштейн»

Несомненно, это одно из самых интересных писем, которые мы когда-либо видели, сравнивая науку и религию, с чрезвычайно важным наблюдением, что наука в некотором смысле заменяет и превосходит религию. Согласно заявлению представителей Raab Collection, письмо было приобретено у потомков миссис Мунк и никогда не продавалось публично.

«Чувство, которое я испытываю, когда вижу что-то подобное, что так лично и так научно напоминает о великих дебатах XX века, из-под пера Альберта Эйнштейна, — это волнение», — сказал Натан Рааб, президент Raab Collection. Ещё в 2018 году письмо Эйнштейна 1954 года, адресованное философу Эрику Гуткинду, часто называемое «Письмо Бога», было продано с аукциона за колоссальные 3 миллиона долларов. В этом письме Эйнштейн изложил свои мысли о Боге, Библии и иудаизме.

За прошедшие годы многие письма и личные вещи Эйнштейна были проданы с аукционов за астрономические суммы.

 

 

Топ статей

Читать больше