Автор : Алексей Романов
14 фев 2023 г.
 

Та новость, что действительно заставляет сердце ускорять свой ритм. Редкая скрипка возрастом почти 300 лет, которая находилась в коллекции покойного бизнесмена Сау-Винг Лама и дважды выставлялась в Метрополитен-музее в Нью-Йорке, будет продана аукционным Домом Tarisio в следующем месяце по эстимейту, превышающему 10 миллионов долларов США.

Инструмент, изготовленный примерно в 1731 году, является одной из примерно 150 известных скрипок, изготовленных вручную легендарным итальянским мастером Джузеппе Гварнери по прозвищу дель Джезу, величайшим представителем одной из трех главных семей скрипичных мастеров в Кремоне, Италия. По сравнению со скрипками Страдивари той же эпохи, скрипки Гварнери имеют более глубокие и звучные тона и ценились такими музыкантами, как Исаак Стерн, Яша Хейфец и Ицхак Перлман, согласно данным Tarisio, нью-йоркского аукционного Дома, специализирующегося на изысканных и редких струнных инструментах и смычках.

Тот инструмент, что выставлен на продажу, известен как «Baltic» и принадлежал классическому музыканту Дороте Пауэрс в 1950–ых годах. По словам представителей аукционного Дома, музыкант обменяла две скрипки Страдивари, чтобы купить «Baltic» у компании Wurlitzer. 

guarneri violin Tarisio 4

«"Baltic" — это больше, чем исключительный инструмент; это уникальное произведение искусства. Учитывая ограниченное количество скрипок, произведенных дель Джезу, предстоящая распродажа знаменует собой первый случай за более чем 30 лет, когда инструмент такого типа поступил в публичную продажу», — сказал в своем заявлении Карлос Томе, директор и руководитель отдела продаж Tarisio. 

Инструмент был приобретен Ламом в 1979 году и хранился в семье после его смерти в 1988 году в возрасте 65 лет. Родившийся в Шанхае, Лам переехал в Нью-Йорк в 1948 году и в конце концов стал президентом Dah Chong Hong Trading Corporation, Inc., конгломерата импортных и экспортных, продуктовых и автодилерских предприятий по всей стране. Скрипач-любитель и альтист, Лам начал коллекционировать скрипки и смычки в 1960–ых годах.

Lam 1 resized 768x535

Вместе со своей женой Джин, пианисткой-любительницей, Ламы предложили финансовую поддержку, спонсорство и даже долгосрочную аренду инструментов из собственной коллекции многим ученикам, среди которых был китайский виолончелист Цзянь Ван. Ван учился в Йельской музыкальной школе при поддержке семьи Лам и вскоре стал первым китайским музыкантом, подписавшим эксклюзивный контракт на запись с Deutsche Grammophon, немецким лейблом классической музыки, который теперь называется PolyGram.

Lam 2 resized 768x555

Он также является судьей самых престижных конкурсов классической музыки, в том числе конкурса виолончелистов Чайковского, конкурса виолончелистов королевы Елизаветы и конкурса скрипачей Вейнявского. На протяжении своей почти 40-летней карьеры Ван играл на виолончели, которую ему одолжила семья Лам. «Сау-Винг Лам был одним из великих невоспетых героев музыкального мира. Благодаря его жизненно важной поддержке музыкантов и бережному отношению к музыкальным инструментам, которые он собрал, он создал замечательное наследие, которым можно поделиться и передать следующему поколению», — сказал Ван в заявлении через Tarisio. 

Немного погрузимся в историю гения. Два сына Джузеппе Гварнери, Пьетро Венецианский и Джузеппе «дель Джезу», обучались у него и помогали ему в 1710–ых годах, но в соответствии с индивидуальностью традиции Гварнери их концепции изготовления скрипок развивались по поразительно разным линиям. В то время как Пьетро заслужил уважение за искусное сочетание кремонского и венецианского стилей, богатое и сложное звучание инструментов Джузеппе делает его одним из величайших скрипичных мастеров в истории.

Baltic Sides Carteggio PhotoRoom.png PhotoRoom

Его самые ранние известные инструменты независимого производства датируются 1720–ми годами, но его торговая марка IHS (Iesus Hominem Salvator) не появлялась до 1731 года. 1730–ые годы представляют собой пик его мастерства, а его более поздние инструменты демонстрируют наиболее характерные качества его уникального видения, которое позволило родиться лучшим из инструментов в истории.

Кажется, поразительное творчество и смелость Джузеппе в дизайне и конструкции более чем компенсируют отсутствие у него интереса к деталям мастерства. Его скрипки ценятся также высоко, как и скрипки Страдивари, хотя  всё зависит от вкуса и школы исполнителя. У них заметно разные, почти несравнимые тональные качества: скрипки дель Джезу сохраняют сладость, но обладают непревзойденной глубиной и темнотой звука, которые предпочитают некоторые исполнители. Во многом своей посмертной славой он обязан итальянскому гению скрипки Никколо Паганини, который считал скрипку Гварнери самым заветным инструментом.

guarneri violin Tarisio 3

1731 год был знаменательным для Джузеппе Гварнери. Его отец недавно стал недееспособным после болезни и в начале 1731 года дель Джезу переехал в центр города и принял свое новое положение в качестве одного из трех мастеров Кремоны — наряду со Страдивари и Бергонци. Он увеличил свою производительность и начал делать лучшие скрипки, чем когда-либо прежде.

До 1730 года модель и размеры скрипок Гварнери были более вариативными — длина спинки могла достигать 357 мм, а упора — до 200 ммПримерно с 1731 года дель Джезу склонялся к инструментам с более короткой (350–353 мм) длиной корпуса и длиной упора 190–193 мм. Звуковые отверстия также изменились: нижние отверстия стали меньше, что сделало крылья шире, и примерно в это же время появились звуковые отверстия в форме топора, которые мы так часто ассоциируем со стилем Гварнери. «Baltic» вполне могла быть одной из первых в новой серии; её модель — с исключениями и неизбежными вариациями — просуществовала следующие семь или около того лет примерно до 1738 года. 

guarneri violin Tarisio 2

У Дель Джезу был доступ к выдающемуся клену, который на самом деле часто был заметно лучше, чем более скромный сорт, использовавшийся мастерской Страдивари на протяжении большей части 1730–ых годов. Клен, который дель Джезу выбрал для «Baltic», ошеломляющий, широкой цветовой гаммой пламени, растекающимся по ширине инструмента. В нижней части древесина срезается точно на четверти, обнажая короткие, яркие сердцевинные лучи, которые блестят на прямом свету. Боковины сделаны из аналогичного дерева; нижние ребра, изначально цельные, глубоко выпуклые, как и спинка, а верхние ребра более гладкие.

Дендрохронологическое исследование, проведенное Питером Рэтклиффом, датирует самые молодые кольца высоких и низких частот 1713 и 1711 годами соответственно. Две половинки не имеют себе равных, но, вероятно, были сделаны из одного и того же дерева. Гварнери, как и многие его современники, часто соединял несоответствующие половинки, чтобы сделать верхнюю часть своих инструментов, вместо того, чтобы «сопоставлять» разделенную заготовку. Значительные корреляции, некоторые из которых явно указывают на совпадение одного и того же дерева, были обнаружены с другими скрипками Гварнери, включая «Posselt» и «Armingaud» 1732 года, «Violon du Diable» и «Haddock» 1734 года и «Leduc» 1745 года.

«Baltic» имеет два установочных штифта, разделенных пополам бороздками в верхней и нижней частях спинки. Центральный штифт школы Амати, хорошо видимый на внутренней стороне спинки, находится на расстоянии 182 мм от нижнего края. Толщина спинки составляет целых 4,5 мм в месте расположения штифта.

guarneri violin Tarisio 5

Другим важным событием, родившимся примерно в то же время, что и «Baltic», стало первое появление нового бренда del Gesù с его загадочной и знаковой печатью IHS. Это было современно, смело и нарушало традиции. Этикетка, которая в настоящее время находится в «Baltic», представляет собой факсимильное воспроизведение, которое было помещено компанией WE Hill & Sons в 1939 году. В письме Рудольфу Вурлитцеру 2 июня того же года Альфред Хилл заметил: «Я отмечаю, что этикетка, датированная 1731 годом — период указан правильно — является вымышленной. Я заменю его [на] гораздо лучшую репродукцию». 

The Hills были не из тех, кто без необходимости меняет ярлыки, но они хотели бы, чтобы «Baltic» был представлен с точным и подходящим ярлыком. Качество и правдоподобие факсимиле Хилла исключительны; они даже дошли до того, что имитировали два коротких вертикальных штриха пера после даты — типичная, но не до конца понятая особенность этикеток дель Джезу. Вполне понятно, что этот ярлык раньше считался оригинальным.

guarneri violin Tarisio 6

Именно «Baltic» был выбран Питером Биддалфом для его выставки 1994 года, состоящей из двадцати пяти исключительных инструментов Гварнери в Метрополитен-музее. Он проиллюстрирован в каталоге выставки, а также в двухтомной монографии о мастере, которая последовала за ним. Два десятилетия спустя, в 2012 году, он снова был выставлен в Метрополитен-музее вместе с другими инструментами из коллекции Лама. «Балтика» сопровождается сертификатами от WE Hill & Sons, Rembert Wurlitzer и Tarisio.

По словам представителей Tarisio, скрипка Гварнери была выставлена ​​в Метрополитене в 1994 году в составе группы из 25 исключительных инструментов Гварнери, а затем в 2012–2013 годах для демонстрации коллекции прекрасных итальянских струнных инструментов и французских смычков. Скрипку можно будет увидеть живьём в галерее Tarisio в Нью-Йорке с 22 февраля по 16 марта, когда завершится онлайн-аукцион, на котором она будет представлена.

guarneri violin Tarisio 7

Ранее представители аукционного Дома Tarisio занимались продажей самой дорогой скрипки на аукционе «Леди Блант» Страдивари, когда-то принадлежавшей внучке лорда Байрона. В 2011 году эта скрипка была продана за 15,9 миллиона долларов США.

 

Топ статей

Читать больше