Автор : Алексей Романов
29 окт 2022 г.
 

Монументальное полотно из серии Энди Уорхола «Смерть и катастрофа» начала 1960-ых годов из анонимной частной коллекции будет продано в ноябре на аукционе Sotheby's за более чем 80 миллионов долларов США. White Disaster (White Car Crash 19 Times) 1963 года, 3,65 метра в высоту и 1,82 метра в ширину, изображает повторяющееся изображение смертельной автокатастрофы, взятое из газеты в черно-белом цвете. Это самая большая из однопанельных картин Уорхола.

Масштабную работу Уорхола комментирует Дэвид Гальперин, руководитель секции современного искусства Америки Sotheby's: «Повторение образов, десенсибилизация средств массовой информации, зрелище смерти, трагедия славы — всё это завернуто в эту картину и представлено в таком монументальном захватывающем масштабе, который действительно сбивает с толку».

Стоя перед ним, «чувствуешь себя карликом», — говорит Гальперин. По его словам, из -за вертикального формата White Disaster и человеческих пропорций зритель приближается к нему в той же плоскости, что и его тело. «Картина предстаёт таким образом, чтобы выглядеть огромным алтарным полотном, в которое вы погружаетесь, но также, глядя вверх и вниз, находите себя в нем. Это действительно завораживает».

Картина, главный лот вечерних торгов современного искусства Sotheby's 16 ноября в Нью-Йорке, станет всего третьей работой из серии Уорхола с повторяющимися изображениями автокатастроф, появившейся на аукционе за последние 15 лет. Silver Car Crash (Double Disaster) 1963 года, была продана за 105,4 миллиона долларов США с комиссионными в 2013 году на Sotheby's, побив предыдущий аукционный рекорд художника для Green Car Crash (Green Burning Car I) 1963 года, которая была продана за 71,7 миллиона долларов США в 2007 году на аукционе Christies.

White Disaster White Car Crash 19 Times Sothebys 2

Серия «Смерть и катастрофа» исследует трактовку всевозможных ужасающих историй, заполнивших средства массовой информации, включая авиакатастрофы, последствия взрывов атомных бомб, а в «Tunafish Disaster» даже смерть двух домохозяек из пригорода из-за зараженных консервов с тунцом. В этой группе работ Уорхол «делает самое сильное заявление о состоянии человека и, в значительной степени, о современной жизни в Америке начала 1960-х годов», — комментирует Гальперин.

«Белая катастрофа», на которой изображено то же изображение, что и «Серебряная автокатастрофа» и «Оранжевая автокатастрофа четырнадцать раз» (сейчас находится в Музее современного искусства или МоМА в Нью-Йорке), первоначально принадлежала бывшей галерее Stable в Нью-Йорке, где художник провёл первую персональную выставку в ноябре 1962 года. Позже она была куплена Хайнером Фридрихом, основателем Dia Art Foundation, а затем продана за 660 000 долларов США на аукционе Christie's в мае 1987 года. Последний раз она была приобретена в 1996 году частным коллекционером, который продает полотно руками швейцарского дилера Томаса Амманна.

Работа широко демонстрировалась на нескольких крупных музейных выставках, включая раннюю экспозицию, которая проводилась в Художественном музее Пасадены в Калифорнии, Tate в Лондоне и Музее американского искусства Уитни в Нью-Йорке в начале 1970-ых годов, а также ретроспективу, которая побывала в MoMA, Художественном институте Чикаго, Центре Жоржа Помпиду в Париже и других местах. Последний публичный показ картины состоялся на выставке «ЭНДИ УОРХОЛ/СУПЕРНОВА: звезды, смерти и катастрофы, 1962–1964», которая началась в Художественном центре Уокера в Миннеаполисе и путешествовала по другим галереям в 2005–2006 годах.

White Disaster White Car Crash 19 Times Sothebys 3

White Disaster выходит на вторичный рынок после продажи на Christie's в мае картины Уорхола Shot Sage Blue Marilyn 1964 года , которую дилер Ларри Гагосян купил за 195 миллионов долларов США с комиссией. Гальперин рассматривает портреты знаменитостей Уорхола как продолжение его серии « Смерть и катастрофа », потому что для художника «знаменитость — это столько же слава, сколько и трагедия». Образы Монро или Джеки Кеннеди рассказывают аналогичную историю «десенсибилизации в общественном сознании через тиражирование образов в СМИ», говорит Гальперин.

В то время, когда создавались эти произведения, средства массовой информации, особенно телевидение, становились всепроникающими, а образы человеческих трагедий становились настолько распространенными, что теряли свою силу. Повторяя изображение автокатастрофы 19 раз в семи рядах в произведении высотой 12 футов, Уорхол выражает убежденность в том, что эти повторяющиеся просмотры становятся «абстракцией реальности», — говорит он.

Топ статей

Читать больше