Автор : Алексей Романов
13 окт 2022 г.
 

Тяжелая неделя? Утешайтесь тем фактом, что вы не тот самый эксперт по искусству, которого недавно уволили за неправильную оценку китайской вазы в стиле «тяньцюпин» в 3 000 долларов США и датировку XX веком. После такой скромной оценки ваза, оказавшаяся  редким артефактом, была продана с аукциона за внушительные 12,25 миллиона долларов.

Это трагикомичная сага началась ещё в начале этого года, когда живущая за границей француженка решила продать мебель и различные предметы из дома своей покойной матери в Бретани. Изначально коллекция принадлежала бабушке француженки. Одним из предметов наследства и была как раз рассматриваемая китайская ваза в стиле «тяньцюпин», что переводится как «небесный шар».

Доверив предмет коллекции аукционному дому Osenat, героиня истории получила информацию о том, что ориентировочная цена вазы составляет скромные 3000 долларов. Такой результат был получен после того как аукционный Дом нанял для проведения экспертизы частного безработного искусствоведа, который принял его за «обычное» декоративное произведение 20-го века, а не за редкий артефакт, которым на самом деле являлся. Вазу упаковали и отправили в Париж, где выставили на аукцион «мебели и произведений искусства» из 200 лотов, ни один из которых не был оценен выше 8000 евро.

Ваза в стиле «тяньцюпин» представляет собой, исходя из китайского названия, круглое основание и длинное горлышко. В каталоге она описана так: лот 36 «большая ваза из тяньцюпинского фарфора и полихромной эмали в бело-голубом стиле с шаровидным корпусом и длинным цилиндрическим горлышком, украшенным девятью свирепыми драконами и облаками (отметка под основанием)». 

Ваза размером 54 см на 40 см была отмечена как находящаяся в «хорошем состоянии». Сразу после того как каталог аукциона появился в сети и предаукционная выставка привлекла 400 заинтересованных покупателей всего за две недели до того, как ваза ушла с молотка, сотрудники аукицонного Дома начали подозревать, что  первоначальная оценка была, мягко говоря, неточной.

chinese vase auction

«Они пришли с лампами и увеличительными стеклами, чтобы посмотреть на это. Очевидно, они что-то видели. Было так много регистраций [для участия в онлайн-аукционе], что нам пришлось их остановить. В этот момент мы поняли, что что-то происходит», — сказал директор Osenat Жан-Пьер Осена, который просто списал это на страсть франко-китайского сообщества к искусству и истории Китая. Единственная защита, которую они внедрили, заключалась в том, чтобы запретить онлайн-ставки, ограничив количество покупателей до 30. Каждая сторона должна была заранее внести залог в размере 15 000 долларов США.

Как вы можете себе представить, то, что произошло дальше, было не чем иным, как настоящим безумием. К тому времени, когда ставки преодолели порог в 5 миллионов евро, соревновались ещё 10 сторон, представляющих покупателей. К тому времени, когда ставки преодолели порог в 7 миллионов евро, на финишной прямой осталось только два потенциальных претендента на старинный артефакт. После финального удара молотка «обычная» китайская ваза Tianqiuping, изначально оцененная в 3 000 долларов, была продана за 12 миллионов долларов.

Osenat chinese vase LOT 36

Покупатель сделал ставку по телефону и проживает в Китае. Было высказано предположение, что помимо вазы с изображением дракона и облака, излюбленного мотива среди восточноазиатских коллекционеров, некоторые внимательные покупатели могли заметить печать Цяньлуна, китайского императора XVIII века, который является священной фигурой для китайского народа.

«Ваза принадлежала её семье из поколения в поколение. Она сказала, что они ставили туда цветы. Она прожила с ней 30 лет и никогда не думала, что она столько стоит. Она совершенно не в себе. Если бы ваза была продана за 150 000 евро, это было бы неплохо, но 7,7 миллиона евро — это совсем другое. Она боится прессы и очень травмирована этим», — сказал Осена о бывшей владелице китайской вазы тяньцюпин.

Osenat chinese vase

Сообщается, что уволенный эксперт, имя которого не называется, придерживается своей первоначальной оценки. Седрик Лаборд, директор отдела азиатского искусства аукционного Дома, до сих пор сомневается в том, что эксперт был неправ. «Мы не знаем, старая она [ваза] или нет, и почему она продана по такой цене. Возможно, мы никогда этого не узнаем. Оценка соответствовала тому, что думал эксперт. В Китае копирование чего-то, например вазы XVIII века, тоже искусство. В данном случае у меня нет ответа. За последние несколько лет на аукционах азиатских объектов произошли некоторые сюрпризы», — сказал Лаборде.

Жан-Пьер Осена добавил: «Эксперт допустил ошибку. Один человек против 300 заинтересованных китайских покупателей не может быть прав… Он у нас больше не работает. В конце концов, это была серьезная ошибка». Пожалуй, нам стоит узнать имя этого одарённого эксперта и следить за его работой, которая подарит немало сюрпризов, и дальше. 

 

Топ статей

Читать больше