Фрэнсис Бэкон и Адриан Гени: что связывает двух мастеров живописи из разных эпох? Интуитивные сюжеты, деконструированные портреты и почтение к старым мастерам — у двух художников много общего, о чем свидетельствует первая совместная выставка их работ в Южной Корее «Плоть и душа: Бэкон/Гени», которая пройдет в Сеуле в сентябре этого года.
Christie's привозит в следующем месяце в Сеул, Южная Корея, произведения искусства двух фигуративных художников, Фрэнсиса Бэкона и Адриана Гени, на сумму 440 миллионов долларов США для бесплатной выставки. По словам представителей Christie's, на выставке, получившей название «Плоть и душа», будут представлены 16 произведений искусства из культовой серии двух художников.
Выставка будет открыта для публики с 3 по 5 сентября и пройдёт одновременно с ежегодной ярмаркой искусств Kiaf Seoul Art Fair и первой арт-ярмаркой Frieze в Сеуле, обе из которых посвящены демонстрации современного искусства. Несмотря на то, что они родились с разницей почти в 70 лет, у дуэта много общего, в том числе предпочтение фотографии (а иногда и кадров из фильмов) в качестве исходного материала.
Британский художник ирландского происхождения Фрэнсис Бэкон (1909–1992) и наш современник, 44-летний Адриан Гени, работающие представляющие разные поколения, объединены вниманием к человеческому состоянию и самым темным его сторонам, а также их агрессивному обращению с краской во время работы. «Сотрудничество с их работами открывает окно в сердце множества тем — любви и близости, власти и угнетения, культурных символов и образов войны», — сказала Элейн Холт, заместитель председателя и международный директор Christie's Asia Pacific.
Фрэнсис Бэкон (1909–1992) сделал много памятных замечаний во время своих знаменитых интервью с искусствоведом Дэвидом Сильвестром. Среди них было его заявление о том, что великолепная картина должна воздействовать на зрителя «непосредственно [в] нервную систему», а не «рассказывать [свою] историю в длинной обличительной речи через мозг». В основном самоучка, Бэкон никогда не изучал анатомию в художественном классе и не любил работать с живыми моделями. Даже когда дело доходило до портретов друзей, он предпочитал рисовать с фотографий, а не заставлять их часами позировать. Для Бэкона взгляд на искусство должен быть скорее интуитивным опытом, чем рациональным. Недаром в его репертуар мотивов вошли коровьи туши, кричащие папы и воющие обезьяны.
Маргарет Тэтчер, которая назвала Бэкона «человеком, который рисует эти ужасные картины». Среди работ Бэкона в «Плоти и душе» есть такие картины как «Этюд для портрета II (по прижизненной маске Уильяма Блейка)» (1953 г.) и «Этюд для Папы I» (1961 г.). Серия «Папский» помогла Бэкону завоевать международную известность в 1950-х годах. Его картина 1952 года «Этюд для головы» была продана за 50,4 миллиона долларов США на аукционе Sotheby’s в мае 2019 года в Нью-Йорке. «Три этюда Люсьена Фрейда» (1969) были проданы на аукционе Christie's в Нью-Йорке за 142 миллиона долларов США в 2014 году, установив рекорд самой дорогой картины в мире того времени.
Адриан Гени, вдохновленный Бэконом, использует технику заливки, капания и резки ножом для создания полотен, которые часто передают тьму и мучения. В интервью The Times в 2019 году он рассказал о «внутреннем отвращении», которое он хочет, чтобы его картины вызывали. Он наиболее известен портретами тиранов, таких как Ленин, Сталин, Николае Чаушеску и Йозеф Менгеле, а также известных фигур планеты XX века, включая Чарльза Дарвина, Марселя Дюшана и Винсента Ван Гога.
Что касается Гени, то он склонен создавать композицию, изначально собирая коллаж из разных фотографий, в основе которых лежит снимок крупной исторической личности. Хорошим примером является его серия «Коллекционер», в которой высокопоставленный нацист Герман Геринг изображен в окружении произведений искусства, которые он жадно собирал. На выставке представлена картина «Коллекционер 3» (2008 г.), изображающая Германа Геринга, печально известного нацистского военачальника.
Также можно будет увидеть работу «Глаз без век» (2015), вдохновлённую автопортретом Ван Гога. В духе уважения Гени сделал Ван Гога героем этой картины, которого мы видим в процессе заливки густыми завихрениями оранжевой краски, которые предположительно представляют знаменитую рыжую бороду Ван Гога.
И Бэкон, и Гени работали — и реагировали — в эпоху, когда доминировала фотография, когда живопись больше не стремилась имитировать реальность, как это было раньше. Изобретение фотографии в XIX веке означало, что фотография полностью вытеснила живопись. Однако Бэкон и Гени убедительно доказывают, что живопись совсем не так мертва, как многие её объявляют. Их работы настолько сильны, что превосходят все, что может сделать камера. Чувство театральности — ещё одна черта, объединяющая Бэкона и Гени. Оба художника действительно знают, как создать драматичную сцену. На выставке будут представлены семь картин Бэкона и девять Гени.