Портрет Мэрилин Монро работы Энди Уорхола шестидесятилетней давности, который может стать одним из самых дорогих произведений современного искусства, когда-либо проданных на аукционе, будет выставлен на аукционе Christie's в мае этого года. Ожидается, что «Shot Sage Blue Marilyn» (1964) появится на вечерней распродаже произведений искусства XX века в Нью-Йорке с прогнозируемой величиной продажи в 200 миллионов долларов.
Если прогнозы станут реальностью, грядущая продажа может почти удвоить текущий рекорд стоимости продажи одной работы Энди Уорхола в 105,4 миллиона долларов, установленный, когда его полотно 1963 года «Серебряная автокатастрофа» (Двойная катастрофа) было продано на Sotheby's в 2013 году. На трафаретной картине площадью 0.9 метра изображена пресс-фотография из фильма Монро 1953 года «Ниагара» . Это изображение неоднократно использовалось Уорхолом в его работах вплоть до его смерти в 1987 году. Оно взято из его серии портретов «Выстрел в Мэрилин», которую Уорхол создал после инцидента в его студии в центре города в 1964 году, когда посетитель выстрелил в стопку холстов и повредил её.
Работа ранее входила в коллекцию швейцарских арт-дилеров и брата с сестрой Томаса и Дорис Амманн, которые в 1977 году основали галерею Thomas Ammann Fine Art, известную вниманием высокопоставленных коллекционеров современного искусства. Дорис руководила предприятием до своей смерти в возрасте 76 лет в марте 2021 года; её брат умер почти тремя десятилетиями ранее, в 1993 году.
Все доходы от продажи портрета Уорхола пойдут в пользу их одноименного фонда, благотворительной организации, созданной попечителями семьи для помощи нуждающимся в целях, связанных со здравоохранением и образованием для детей во всем мире. Фонд создан на срок от 3 до 5 лет, пока средства от продажи Уорхола не будут распределены в полном объеме, говорится в заявлении представителя Christie's.
Продажа портрета Уорхола знаменует собой ещё один толчок для восстановления рынка искусства после пандемии, поскольку крупные, долгожданные партии предметов искусства стали доступны из фондов коллекционеров из поколения молчаливых. До того, как Томас Амманн приобрел эту работу в 1970-х годах, она принадлежала нью-йоркскому издателю и легендарному коллекционеру С.И.Ньюхаусу. Уорхол создал только пять версий этой картины; другие остаются в частных руках крупных коллекционеров, таких как американские инвесторы Питер Брант и Кен Гриффин.