Christie’s анонсирует аукцион четвертой части собрания книг Поля Дестриба (1926–2017). Эта выдающаяся коллекция под названием «Библиотека авангарда» полностью посвящена печатным изданиям, созданным или оформленным русскими художниками-авангардистами в период с 1912 по начало 1930-х годов. На торгах будет предложено 229 лотов, предварительная оценка которых составляет от €770 000 до €1,9 млн.
Коллекция Поля Дестриба представляет уникальную и полную подборку книг в великолепном состоянии, которая включает работы Наталии Гончаровой, Василия Каменского, Ольги Розановой, Алексея Крученых, Казимира Малевича, Владимира Маяковского, Марка Шагала, Эля Лисицкого и многих других.
На международном книжном рынке – от США до Европы и от 1970-х годов до сегодняшнего дня – никогда не было представлено столь выдающейся и поистине значимой коллекции, посвященной уникальному моменту слияния книгопечатания, искусства и поэзии. Аукцион «Поль Дестриба: библиотека авангарда. Часть IV: русский авангард» станет величайшим событием, которое найдет свой отклик и в России, и за ее пределами и достигнет новых ценовых высот. Он откроет область коллекционных книг, до сих пор малоизвестную международным коллекционерам, и послужит образцом для будущих коллекционеров, как частных, так и институциональных, и особенно для тех, кто сможет завладеть этими редчайшими экземплярами.
Коллектив авторов. 5x5=25. Выставка живописи. Москва, 1921 г., 180 x 112 мм, (24 с.)
C 1910 по конец 1920-х годов русский авангард был одним из многих художественных течений, формировавшихся и развивавшихся одновременно с ним. Литературно-художественное объединение футуристов «Гилея» было основано в 1910 году братьями Давидом и Владимиром Бурлюками. К нему также присоединились Василий Каменский (1884–1961; лот 105, оценка: €300 – 500 за три книги 1914 года), Алексей Крученых (1886–1968) и Владимир Маяковский (1893–1930). Настоящий размах футуризму смог придать Велимир Хлебников (1885–1922). Вместе с Маяковским он опубликовал свой манифест «Пощечина общественному вкусу» (1912; лот 20, оценка: €1 500 – 2 000). Другие поэты, работы которых представлены на этих торгах: Борис Пастернак (1890–1960), Илья Зданевич (1884–1975), Осип Мандельштам (1881–1938) и многие другие.
Члены объединения «Гилея» принимали участие в выставках таких художественных объединений, как «Бубновый валет» (лоты 70, 209 и 210) и «Ослиный хвост» (лоты 23 и 24), которые один за другим были созданы Михаилом Ларионовым (1881–1964). Однако начавшаяся Первая мировая война положила конец экспериментам футуристов. Октябрьская революция, первые годы коммунизма и основание СССР привели к постепенному превращению футуризма в конструктивизм. Так началась новая эра сотрудничества художников и поэтов. Самым ярким примером является изданный в 1923 году сборник стихов «Для голоса» Владимира Маяковского в оформлении Эля Лисицкого (лот 178, оценка: €6 000 – 9 000).
Алексей Крученых и Алягров (псевдоним Романа Якобсона). Заумная гнига. Цветные гравюры О. Розановой
Среди топ-лотов аукциона также представлены работы женщин-художниц, например – девять книг, проиллюстрированных Наталией Гончаровой (1881–1962), включая сборник «Мир с конца» Хлебникова и Крученых (лот 108, оценка: €10 000 – 15 000). Ольга Розанова (1886–1918) представлена более чем 15 работами, в частности – книгой «Тэ ли лэ» 1914 года (лот 129, оценка: €20 000 – 30 000), изданием «Заумной гниги» Алексея Крученых и Романа Якобсона (лот 132, оценка: €40 000 – 50 000), книгами «Вселенская война» 1916 года (лот 134, оценка: €120 000 – 180 000) и «Война» 1916 года (лот 135, оценка: €60 000 – 80 000). Розанова также участвовала в создании грандиозного буклета выставки «5X5=25», обложку которого выполнил Александр Веснин (лот 50, оценка: €40 000 – 50 000). Работы Александры Экстер (1882–1949) представлены, в частности, сборником стихов Ивана Аксенова «Неуважительные основания» 1916 года (оценка: €6 000 – 8 000).
Что касается мужчин-художников, то Василий Кандинский (1866–1944) представлен каталогами многочисленных выставок или разнообразными коллективными изданиями, относящимися как к десятилетию его пребывания в России (1912–1921), так и к немецким годам жизни. Черными литографиями Казимира Малевича (1879–1935) неоднократно иллюстрировались сборники стихов Крученых, изданные в 1913 году, такие как «Поросята» (лот 120, оценка: €4 000 – 6 000) или сборник «Супрематизм» (лот 164, оценка: €60 000 – 80 000).
Алексей Крученых и Ольга Розанова. Война. Петроград, Андрей Шемшурин, 1916 г.
Малевич лишь однажды проиллюстрировал книгу цветными литографиями, когда в 1920 году были изданы лекции Николая Пунина, прочитанные на краткосрочных курсах для учителей рисования (лот 193, оценка: €8 000 – 12 000). На торги также выставляются работы Эля Лисицкого (1890–1941), Александра Родченко (1891–1956) и Михаила Ларионова (1881–1964).
Особое внимание обращает на себя географическое разнообразие представленных лотов: порядка тридцати изданий были напечатаны в Тифлисе, где родился Ильязд. Многие из них называются «Фантастический кабачок» (название местного кафе, где часто встречались футуристы). Алексей Крученых и Ольга Розанова, Вселенская война, Петроград, Андрей Шемшурин, 1916 г., первое издание. Чрезвычайно редкий русский памфлет, иллюстрированный 12 оригинальными коллажами Ольги Розановой. Один из очень немногих полных экземпляров, находящихся в частной коллекции. Оценка: €120 000 — 180 000.
Владимир Маяковский. Для голоса. Сборник стихов в оформлении Эля Лисицкого, 1923 г.
Первые три части собрания Поля Дестриба были выставлены на аукционы Christie’s, проходившие с июля 2019 по февраль 2021 года. В первой части были представлены книги и рукописи сюрреализма за период с 1912 по 1945 год (июль 2019 года). Второй аукцион, прошедший 4 февраля 2020 года, был посвящен двум поистине блестящим издателям, поэтам и художникам: Пьеру Андре Бенуа (1921–1993) и Илье Зданевичу (1894–1975, псевд. Ильязд). Третья часть, предложенная в феврале 2021 года, была посвящена образцам французского авангарда, созданным с 1945 года по сегодняшний день. В общей сложности 1 382 лота были проданы в сумме за €14 млн.
Помимо этих аукционов, прошедших за последние три года, сам Поль Дестриба в 2005 году передал собрание из 1 003 авангардистских журналов на разных языках в Библиотеку Кандинского Центра Помпиду в Париже. С помощью спонсорских средств эта выдающаяся масштабная подборка была приобретена за €3,8 млн. После смерти Поля Дестриба в 2017 году Библиотека Кандинского в Центре Помпиду получила от него в дар еще 5 000 печатных документов, охватывающих период с 1912 по 1975 год, каждый из которых проливает дополнительный свет на историю международных авангардных течений XX века.
Алексей Крученых и Велимир Хлебников. Тэ ли лэ. Санкт-Петербург, 1914 г.
Предаукционный показ в Лондоне: 23-27 февраля. Предаукционный показ в Париже: 3-9 марта. Аукцион: Париж, 10 марта в 10:30 (по местному времени).
О Christie’s
Christie’s – это всемирно известное имя и площадка, ассоциирующиеся с выдающимися произведениями искусства, непревзойденным профессионализмом и беспрецедентно высоким уровнем предоставляемых услуг. Основанный Джеймсом Кристи в 1766 году, аукционный дом Christie’s – это бизнес, лидирующий на мировом рынке искусства и предметов роскоши. Благодаря известности и доверию в отношении богатой экспертизы проведения живых аукционов, онлайн-торгов и частных продаж, Christie’s предлагает своим клиентам полный спектр услуг по всему миру, включая оценку произведений и кредитование под залог искусства, а также услуги, связанные с недвижимостью и образованием.
Christie’s физически присутствует в 46 странах Северной и Южной Америки, Европы, Ближнего Востока и Азиатско-Тихоокеанского региона, а также обладает мировыми аукционными площадками в Нью-Йорке, Лондоне, Гонконге, Париже и Женеве. Christie’s – единственный международный аукционный дом, которому разрешено проводить торги на территории материкового Китая (в Шанхае).