Автор : Алексей Романов
05 дек 2021 г.
 

Ранний шедевр Эль Греко возглавит группу из трех уникальных картин Старых Мастеров, возвращенных наследникам коллекции Юлиуса и Камиллы Пристер, которые будут выставлены на вечерний аукцион «Искусство Старых Мастеров» Christie’s в рамках недели классического искусства в Лондоне 7 декабря.

Шедевр кисти Эль Греко «Портрет знатного мужчины» (оценка: £800 000 – 1 200 000) – одно из последних выдающихся произведений художника, остающихся в частной коллекции. Эта работа уже содержит в себе те живописные приемы Эль Греко, которые впоследствии снискали ему репутацию одного из ведущих художников-провидцев западноевропейского искусства. В 2019–2020 годах она экспонировалась в рамках знаковой ретроспективы Эль Греко, проходившей в парижском Гран-Пале. Этот портрет возглавит подборку из трех работ, происходящих из собрания выдающихся венских коллекционеров Юлиуса Пристера (1870–1954) и его жены Камиллы Пристер (1885–1962).

В период с 1938 по 1944 годы все принадлежавшие им произведения искусства были похищены нацистами. Две другие работы, выставляемые на аукцион, – это «Интерьер Старой церкви а Амстердаме с занавесом-обманкой» Эммануэля де Витта (оценка: £500 000 – 800 000) и «Поясной портрет мужчины (предположительно император Фердинанд I) в отороченной мехом мантии» Мастера из Франкфурта (оценка: £40 000 – 60 000).

Удивительный портрет кисти Эль Греко датирован 1570 годом, когда художник прибыл в Рим. Он во многом наследует венецианской живописной традиции изображения человека, сформированной на лучших образцах Тициана и Якопо Бассано. На нейтральном фоне ярко освещенное лицо и руки мужчины намеренно контрастируют со строгим черным костюмом, а черты лица сидящего обрамляют его коротко остриженные темные волосы и борода. Влияние венецианских современников Эль Греко, особенно Тинторетто, более очевидно в сдержанной цветовой палитре и технике нанесения краски. Несмотря на наличие даты (январь или июнь 1570 года) и герба, личность натурщика остается неизвестной.

Эль Греко

Выполненный в 1655 году «Интерьер Старой церкви в Амстердаме» Эммануэля де Витта является одним из самых изобретательных творений художника с образом-обманкой и относится к числу немногих произведений столь масштабных размеров, до сих пор находящихся в частной коллекции (оценка: £500 000 – 800 000). Де Витт написал всего пять церковных интерьеров с обманками. Остальные четыре находятся в музейных собраниях.

Эммануэль де Витта

«Поясной портрет мужчины (предположительно император Фердинанд I) в отороченной мехом мантии» относится к небольшой серии мужских портретов Мастера из Франкфурта, созданных в первых десятилетиях XVI века (оценка: £40 000 – 60 000). Хотя личность натурщика точно неизвестна, связи художника с придворными кругами императора Максимилиана I и его сына Филиппа Красивого в сочетании с дорогим костюмом мужчины позволяют предполагать, что он был членом императорского двора в Нидерландах.

Мастер из Франкфурта

Юлиус Пристер начал коллекционировать искусство в начале 1920-х годов по совету Морица Линдеманна, специализировавшегося на работах Старых Мастеров арт-дилера одной из художественных галерей, расположенных на венской площади Карлсплац. Приобретенные картины украшали собой рабочий кабинет Пристера и его квартиру на Эбендорферштрассе (на иллюстрации выше), в историческом центре Вены, где он жил вместе с женой Камиллой. Пристер особенно интересовался голландскими и итальянскими художниками, включая Питера Пауля Рубенса, Франса Хальса, Тинторетто, Давида Тенирса, Пинтурккьо и Антониса ван Дейка.

Констебл

Жизнь Пристеров кардинально изменилась после аннексии Австрии нацистской Германией 12 марта 1938 года. Вынужденные покинуть свой дом и страну, они потеряли все свое имущество, включая произведения искусства. В марте 1938 года они бежали в Париж, а затем в Мехико, куда они прибыли в конце августа 1940 года. Из-за границы Юлиус Пристер пытался организовать доставку работ в Париж, но планы оказались тщетными. В ноябре 1938 года нацисты конфисковали пять картин, а в мае 1939 года – еще девять. Все они были распределены по музеям. Остальная часть коллекции и предметы интерьера были конфискованы в феврале 1944 года.

Эль Греко 2021 кристис

Лондонская комиссия по работе с похищенными на территории Европы произведениями искусства, представляющая интересы наследников Пристеров, нашла «Портрет знатного мужчины» Эль Греко в 2010 году. После соответствующего обращения картина в оригинальной раме была возвращена наследникам законных владельцев в 2015 году. Благодаря деятельности той же комиссии в 2019 году была возвращена и работа де Витта. Картина Мастера из Франкфурта попала в поле зрения комиссии, когда была выставлена на торги в 2006 году. После чего дело было урегулировано в мирном порядке и работу вернули наследникам Пристеров.

 

 

 

Топ статей

Читать больше