Автор : Алексей Романовй
18 нояб 2021 г.
 

Christie’s анонсирует аукцион русского искусства, который пройдет в традиционном живом формате в Лондоне 29 ноября 2021 года. Помимо шедевров Фаберже из коллекции Гарри Вульфа, будет представлено 186 лотов, охватывающих несколько столетий истории русского искусства. Помимо этого, на аукцион выставляется подборка редких серебряных ковшей и ранних эмалей середины XVII-XVIII веков из коллекции Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской.

В секции живописи вниманию коллекционеров предлагаются акварели Сергея Чехонина, подборка работ на бумаге и картина Филиппа Малявина, группа из пяти произведений Николая Рериха, картина Владимира Лебедева, собрание работ Симхи Симховича из семьи художника, а также полотно Ивана Айвазовского «Генуэзские башни на Черном море», участвовавшее в 120-й выставке картин художника в Императорском обществе поощрения художеств в Санкт-Петербурге с 29 декабря 1895 по 31 декабря 1896 года (лот 21, оценка: £700 000 – 900 000), и картина Константина Коровина «В саду» (лот 25, оценка: £500 000 – 700 000).

В секции декоративно-прикладного искусства предлагаются произведения Фаберже, включая выполненную из агата фигурку мыши сони, купленную Эммануилом Нобелем в подарок, собрание из девяти серебряных фигурок животных, а также бронзовая модель знаменитой скульптуры Марка Антокольского «Мефистофель» и подборка редких серебряных ковшей и ранних эмалей из коллекции Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской. Предаукционная выставка будет открыта в лондонских залах Christie’s на Кинг-стрит с 25 по 28 ноября.

Александра Бабенко и Марго Оганесян, соруководители торгов русского искусства Christie’s: «Мы с нетерпением ожидаем аукционы, которые пройдут в Лондоне 29 ноября в живом формате. В этом сезоне мы имеем честь представить выдающиеся произведения живописи и декоративно-прикладного искусства из важных частных собраний, наряду со знаменитой коллекцией Гарри Вульфа, представляющей одни из лучших шедевров Фаберже, когда-либо появлявшихся на рынке».

РУССКАЯ ЖИВОПИСЬ

В секции живописи отдельного внимания заслуживает привлекательно оцененная группа из пяти акварелей Сергея Чехонина.

Лот 5 Чехонин

Ранее акварели находились в коллекции Александра Джаншиева и включают небольшой портрет Льва Толстого (лот 5, £5 000 – 7 000) и натюрморт с хризантемами, колокольчиками, васильками и ромашками в белой вазе (лот 1, £8 000 – 12 000).

Лот 1 Чехонин

Творчество Филиппа Малявина будет представлено на аукционе четырьмя работами, в которых он виртуозно запечатлел радостный дух русской крестьянской жизни. Покинув РСФСР в 1921 году и больше не вернувшись на родину, Малявин черпал вдохновение в русской крестьянской тематике на протяжении всей своей художественной карьеры за границей. Смеющиеся и танцующие русские крестьянки займут видное место в его творчестве, мастерски запечатленные плавными и энергичными широкими и смелыми мазками. В картинах «Смех» (лот 9, £120 000 – 150 000) и «Сдержанный смех» (лот 6, £40 000 – 60 000), представленных на аукционе, Малявин воплотил праздничное настроение безудержного веселья. Также будет представлен автопортрет художника (лот 7, £20 000 – 30 000) и портрет Анатолия Луначарского (лот 8, £8 000 – 12 000).

Лот 9 Малявин

Помимо этого будет представлена подборка из пяти картин азиатской экспедиции Николая Рериха 1925-1929 гг., которые отражают возвышенную красоту горных хребтов, озер и равнин. Один из таких пейзажей – «Равнины Депсанг» (лот 41, оценка: £60 000 – 80 000, на иллюстрации выше слева), панорама высокогорного региона современного Кашмира, который разделен на районы индийской и китайской администрации.

Лот 40 Рерих

Религиозный аспект затронут в изображении тибетского ламы (лот 40, оценка: £50 000 – 70 000, на иллюстрации выше справа). Эти работы пронизаны духовностью и отражают многогранный характер личности и творческого наследия Рериха.

Лот 41 Рерих

Одним из открытий в этом сезоне станет работа «Молодая женщина с букетом» кисти Владимира Лебедева (лот 43, оценка: £250 000 – 300 000, на иллюстрации выше). Художник получил признание критиков своими знаковыми иллюстрациями к детским книгам, а также смелыми агитпропами, созданными для Российского телеграфного агентства «Окна РОСТА». Он разработал более 600 плакатов, которые широко расклеивались на улицах Петрограда, устанавливались на агитпоезда, катера и вокзалы, развешивались на стенах рабочих клубов.

В 1933 году Лебедев создал серию «Девушка с букетом», в которую вошли 17 работ, в том числе и настоящая картина. В ней были изображены юные ленинградские спортсменки – не олимпийские героини, а девушки, только что сдавшие экзамены ГТО. Настоящая работа, как и вся серия, никогда не задумывалась как портрет конкретного человека, а скорее как собирательный образ.

Прославляя советскую молодежь и ее физическую культуру, Лебедев, возможно, благодаря его ранней карьере политического карикатуриста не удержался от соблазна наполнить серию оттенком иронии, показывая своих героинь не обремененными интеллектуальными исканиями.

Девушка с букетом проявляет тончайшие грани таланта Лебедева как художника-графика и исключительного колориста в сочетании с его критическим взглядом на пороки той эпохи, в которой он жил. Эта серия, долгие годы остававшаяся скрытой от глаз публики, представляет собой редкое и захватывающее открытие в русском искусстве.

Лот 43 Лебедев

Появление собрания работ из семьи художника Симхи Симховича, эмигрировавшего из СССР в Нью-Йорк в 1924 и сделавшего успешную карьеру в США, является редким событием для аукционов русского искусства (лоты 45-56). По прибытии в Нью-Йорк он начал работать иллюстратором у голливудского сценариста Эрнеста Паскаля, который познакомил его с влиятельной галеристкой Мари Стернер.

Благодаря Стернер, работы Симховича получили большую известность, что привело к частым выставкам в американских галереях и музеях, к широкой рекламе во влиятельных периодических изданиях, к заказам на фрески в общественных зданиях, а также к портретам американских светских людей и их семей, в том числе известных актеров. Одним из запоминающихся образов художника является его портрет известной актрисы Глории Свенсон 1926 года (лот 55, оценка: £15 000 – 20 000, на иллюстрации выше). На этом портрете Симхович противопоставляет Свенсон шумному Готэму, наполненному красочными фигурами и архитектурой ар-деко.

Лот 55 Симхович

Успех Симховича как художника в Соединенных Штатах в эти годы во многом зависел от его приверженности модным коммерческим тенденциям. По мере того как реализм становился все более популярным в американском искусстве, работы Симховича, выполненные на заказ, преимущественно отражали этот стиль. Это был решительный отход от его прежних художественных убеждений. Будучи вовлеченным в авангардное движение в России, Симхович был движим революционными идеями в искусстве и экспериментировал с конструктивистскими и кубистическими приемами в своих ранних работах.

Ещё в России Симхович работал над эскизами театральных декораций и книг во время учебы в Академии художеств в Санкт-Петербурге. Произведения Симхи Симховича этого периода чрезвычайно редки и практически неизвестны. В этом собрании, предлагаемом на аукционе, есть изысканная группа эскизов, выполненных в период с 1915 по 1916 год, в том числе эскизы декораций для «Жар-птицы» и «Книги Иова» (лот 56, оценка: £2 500 – 3 500), а также два оригинальных дизайна обложки книги, выполненные в 1923 году для сказки «Дитте. Дитя человеческое» датского писателя Мартина Андерсена Нексе и психологического анализа Льва Оршанского о роли игрушек в развитии человека (лот 50, оценка: £1 800 – 2 200).

В разделе живописи второй половины XX века представлены написанная в 1980 году работа Василия Ситникова «Счастливая песня» (лот 59, оценка: £20 000 – 30 000), картина Оскара Рабина «Лампа» 1988 года (лот 60, оценка: £40 000 – 60 000, на иллюстрации ниже), две работы 1989 года Олега Васильева «Смотря в небо» и «Дедушка» (лот 61, оценка £30 000 – 50 000) и портрет с нимбом 1977 года кисти Олега Целкова (лот 62, оценка: £30 000 – 50 000).

Лот 60 Рабин 2

РУССКОЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

В секции декоративно-прикладного искусства будет выставлен целый ряд выдающихся произведений фирмы Фаберже, включая резную фигурку мыши сони из агата, украшенную серебром, золотом и сапфирами (лот 104, оценка: £80 000 – 120 000). В свое время эта фигурка была преподнесена в дар нефтепромышленником Эммануилом Нобелем (1859–1932) управляющему делами фирмы «Нобель» в России Карлу Васильевичу Хагелину (1860–1955), после чего перешла по наследству теперешнему владельцу. Сам Нобель относился к числу наиболее выдающихся клиентов Фаберже, регулярно покупая изделия фирмы в качестве подарков родственникам, коллегам и подчиненным. Похожую фигурку мыши сони в ноябре 1912 года приобрела в лондонском представительстве Фаберже английская королева Александра за £33 (в собрании Британской королевской коллекции). резная фигурка мыши сони из агата

Отдельного упоминания заслуживает частная американская коллекция произведений Фаберже, эмалей и картин, принадлежавшая Генри Пенну Венгеру (1927-1997), которую он собрал в 1950-1960-х годах (из этой же коллекции происходит лот 44, полотно Георгия Нисского «Железнодорожная сигнальная будка», оценка: £30 000 – 50 000). Большая ваза с серебряными украшениями в виде богатырей из собрания Венгера является замечательным примером работ Фаберже в нео-русском стиле (лот 125, оценка £50 000 – 70 000, на иллюстрации ниже).

Большая ваза с серебряными украшениями в виде богатырей из собрания Венгера

Кроме того, вниманию коллекционеров будет предложена подборка из девяти серебряных фигурок животных Фаберже из частной немецкой коллекции (лоты 112-120). К их числу относится настольная серебряная зажигалка в форме слона (лот 114, оценка: £25 000 – 35 000, на иллюстрации на титульной странице). Изначально она была куплена великим князем Михаилом Михайловичем в петербургском отделении фирмы 25 августа 1912 года за 180 рублей.

Творчество Марка Антокольского будет представлено на торгах редкой бронзовой моделью знаменитой скульптуры «Мефистофель» (лот 187, оценка: £150 000 – 200 000, на иллюстрации ниже). В одном из писем Антокольский так писал об этой скульптуре: «Мефистофель есть продукт всех времен, и нашего в особенности. <...> Мой “Мефистофель” есть загадочность, чума, гниль, которая носится в воздухе; она заражает и убивает людей. “Мефистофель” – это неутолимая злоба, злоба без дна, беспощадная, отвратительная, способная гнездиться в больном теле с разлагающейся душой; он болеет, страдает от того, что все, все пережил, разрушился и не может больше жить, наслаждаться жизнью, как другие около него; он бессилен духом; ничего не может создать, но сильна его зависть, самолюбие, сознание своего бессилия».

Точное количество бронзовых моделей, созданных при жизни скульптора, неизвестно. Похожий по своим размерам экземпляр находится в собрании Русского музея. Выполненные в уменьшенном масштабе бронзовые и мраморные версии хранятся в Эрмитаже, Третьяковской галерее и Музее Виктории и Альберта.

Марк Антокольский Мефистофель

Топ статей

Читать больше