В ноябре этого года аукционный дом Christie’s выставит на торги знаменитую частную коллекцию произведений фирмы Фаберже, принадлежавшую Гарри Вульфу. Собрание, формировавшееся на протяжении почти 50 лет, включает в себя самые выдающиеся предметы легендарной фирмы – от камнерезных фигурок животных, рамок для фотографий до керамических изделий, серебра и ювелирных украшений. На отдельный аукцион 29 ноября будет выставлено 86 лотов, демонстрирующих полный спектр мастерства ювелиров фирмы Фаберже.
Алексей Тизенгаузен, глава департамента русского искусства Christie’s: «Безупречный вкус, проницательное видение и стремление к совершенству Гарри Вульфа привели его к созданию одной из самых знаковых частных коллекций, которая служила абсолютным ориентиром для всех ценителей и любителей Фаберже в мире. Для Christie's большая честь предложить более 80 шедевров из коллекции Вульфа, и мы очень рады, что нам доверили эту продажу».
Марго Оганесян, соруководитель аукциона: «Christie’s рад предложить шедевры Фаберже из коллекции Гарри Вульфа именно сейчас, когда наши покупатели больше, чем когда-либо, ценят качество, изысканность и провенанс. Этот аукцион представляет редкую возможность коллекционерам и музеям приобрести одни из лучших произведений Фаберже».
Свою коллекцию Гарри Вульф, успешный бизнесмен и владелец лондонской фармацевтической сети Underwoods, начал собирать ещё на заре 1970-х годов. Знакомясь с торговцами антиквариата и дилерами современного искусства в Лондоне, он остановил свой выбор на Фаберже. Во многом это было связано с тем, что его дедушка и бабушка по отцовской линии были родом из России, но также его впечатлило потрясающее мастерство ювелиров фирмы Фаберже.
Больше новостей в нашем telegram-канале Icon Life, подпишитесь, чтобы узнавать первыми
Увлекшись коллекционированием, изучая всевозможные книги о Фаберже, консультируясь с экспертами, он собирал без малого 50 лет. Гарри Вульф скончался в ноябре 2019 года, а всего за пять дней до этого он еще покупал новые произведения. Господин Вульф никогда не следил за тенденциями. Все на рынке Фаберже – как дилеры, так и специалисты аукционных домов – знали, что лучше не предлагать ему конкретные работы. Он предпочитал полагаться почти исключительно на свою интуицию, вкус и зоркий глаз. Конечным результатом стала одна из самых знаковых коллекций Фаберже в частных руках.
Все самые известные выставки Фаберже, которые проходили в Музее Виктории и Альберта в Лондоне, Музее декоративно-прикладного искусства в Париже, Национальном музее Швеции, Музее декоративно-прикладного искусства в Гамбурге, Музее Бельрив в Цюрихе, Смитсоновском музее дизайна Купер-Хьюитт в Нью-Йорке, Эрмитаже в Санкт-Петербурге и других, не обходились без произведений из коллекции Гарри Вульфа. Разнообразие его собрания захватывает дух. Коллекция включает образцы всех известных мастеров и областей производства Фаберже: от фигурок животных и рамок для фотографий до флаконов для духов, цветочных этюдов и ювелирных изделий.
Более 10 редких предметов из коллекции господина Вульфа (не включенные в число лотов лондонского аукциона) станут экспонатами предстоящей выставки «Фаберже: от романтики до революции» в Музее Виктории и Альберта, которая откроется 20 ноября.
Камнерезные фигурки животных
Если и есть одна категория творений Фаберже, которую можно охарактеризовать, как самую забавную и причудливую, то это, безусловно, камнерезные фигурки животных. Гарри Вульф проявлял к ним особый интерес и приобрел одни из самых лучших экземпляров, появившихся на арт-рынке с 1970-х годов.
Тщательно собранную коллекцию фигурок животных Гарри Вульфа по качеству и разнообразию можно сравнить с Британской королевской коллекцией, известной своей знаменитой группой зверей из поместья Сандрингем, заказанной королем Эдуардом VII в 1907 году. На этом аукционе представлены более двадцати животных, варьирующихся от самых небольших видов, таких как халцедоновая мышь (£25 000–35 000), до крупных и редких моделей глухаря (£50 000–70 000) и утенка (£25 000–35 000) с выдающимся провенансом.
Особое внимание мастера Фаберже всегда уделяли выбору твердых пород в зависимости от их природных характеристик. Например, авантюрин часто использовался для фигурок свиней (модель свиньи из авантюрина, украшенная драгоценными камнями, £12 000–18 000), а агат обычно выбирался для передачи оперения птиц (фигурка совы из агата, украшенная золотом и драгоценными камнями, £20 000–30 000). Редким примером является модель голубой синицы, состоящая из нескольких различных каменных пород (£50 000–70 000).
Функциональные предметы
Помимо безупречного мастерства и остроумия Фаберже, его гениальность также заключалась в способности создавать произведения искусства, которые будут использоваться в повседневной жизни. Функциональные предметы Фаберже включали портсигары, коробки, флаконы для духов, рамки, печати, электрические звонки, зажигалки для сигарет и набалдашники – и это лишь некоторые из них. Они были разработаны для ношения при себе или для хранения на письменном столе и не предназначались для использования в качестве музейных экспонатов.
Всегда следя за последней модой и технологиями, Фаберже постоянно добавлял новые творения в книгу дизайна своей фирмы. Например, после изобретения портативной камеры в 1890-х годах фотография внезапно стала очень популярной. В ответ клиентам Фаберже был представлен большой выбор рамок для фотографий всех стилей и размеров.
Рама в форме воздушного змея (£80 000–120 000) и рама в виде мольберта (£80 000–120 000) являются одними из самых технически сложных и очаровательных примеров. Среди других новинок были электрические звонки, предназначенные для вызова слуг. Еще один редкий пример – двойной звонок, украшенный фигурками черепах (£25 000–35 000).
Произведения в русском стиле
Большая группа предметов из коллекции Вульфа имеет самобытный русский стиль. На рубеже веков в стране возник интерес к национальному художественному наследию, который был выражен в неорусском стиле. Этот особый стиль был вдохновлен средневековым искусством, в том числе настенными росписями, керамикой и резьбой по дереву, которые имели легко узнаваемые черты народного искусства.
В 1887 году Фаберже открыл свой московский филиал с двумя мастерскими по производству серебряных и ювелирных изделий. Эти мастерские быстро росли, нанимали лучших мастеров и сотрудничали с ведущими учреждениями в России, такими как Строгановское училище, которое производило инновационные керамические и эмалевые изделия (керамический ковш, украшенный серебром и драгоценными камнями, £70 000–90 000, и керамический сосуд, украшенный серебром, £20 000–30 000).
Еще одним источником вдохновения были художественные колонии в Абрамцево и Талашкино, российский аналог движения «Искусства и ремесла» в Британии. На деревянном ковше (£35 000–45 000) и настольной коробке (£10 000–15 000) изображены стилизованные птицы из славянского фольклора, символизирующие культурное наследие народа.
Произведения, вдохновленные японским искусством
Небольшое количество предметов из коллекции Гарри Вульфа имеют самобытный стиль, вдохновленный японским искусством. Некоторые из них являются почти точными копиями резных фигурок нэцкэ (фигурка лягушки из бовенита, £15 000–25 000, и модель сверчка из нефрита, £10 000–15 000), а некоторые выполнены в японском стиле. Такие предметы, как компактная пудреница (£40 000–60 000) и каменная чаша с бамбуковыми ручками (£15 000–25 000), созданы из старинных китайских предметов с золотыми и серебряными оправами Фаберже.
В отличие от японских художников, Фаберже никогда не использовал дерево или слоновую кость для своих животных, а предпочитал работать с местными твердыми камнями из Сибири и Урала, которые были полны цвета. Камень всегда выбирался с умом, чтобы подчеркнуть природные качества определенного животного. Например, зеленый нефрит очень эффектно используется при изображении полупрозрачных крыльев сверчка (£10 000–15 000).
Топ-лоты коллекции Гарри Вульфа
Этюд земляники в стакане из горного хрусталя с украшениями из золота, эмали, нефрита, жемчуга и бриллиантов (оценка: £200 000–300 000). Рамка для фотографии из трехцветного золота, украшенная драгоценными камнями и эмалью гильоше (оценка: £80 000–120 000). Модель голубой синицы из твердых камней, украшенная золотом и драгоценными камнями (оценка: £50 000–70 000). Выдающаяся мозаичная брошь из золота и платины, украшенная драгоценными камнями, дизайн Альмы Пиль (оценка: £70 000–90 000). Бонбоньерка в форме шапки дожа из золота, украшенная эмалью гильоше и драгоценными камнями (оценка: £80 000–120 000).
В коллекции Гарри Вульфа преобладают работы с исключительным провенансом – от русской императорской семьи, европейской знати и аристократии до членов британской королевской семьи и знаменитых исторических личностей.
Бонбоньерка из мохового агата, украшенная золотом и драгоценными камнями, мастера Михаила Перхина (£20 000–30 000), была совместно приобретена императором Николаем II и его супругой Александрой Федоровной в Cанкт-Петербургском филиале Фаберже 11 августа 1898 года за 145 рублей. Рукоятка для зонтика из пурпурина, украшенная золотом, эмалью и драгоценными камнями, мастера Михаила Перхина (£15 000–25 000), была куплена императрицей Александрой Федоровной в санкт-петербургском филиале Фаберже 22 ноября 1896 года за 110 рублей.