В ноябре Christie’s проведет торги «Коллекция семьи Кокс: история импрессионизма», посвященные одному из наиболее значимых американских собраний из всех, что когда-либо появлялись на рынке. На аукцион будет выставлено 25 работ, в числе которых шедевры Кайботта, Сезанна и Ван Гога. Отдельные торги, посвященные произведениям декоративно-прикладного искусства и предметам мебели из собрания, пройдут в декабре.
Суммарная оценочная стоимость этой коллекции, которая была сформирована полвека назад, составляет свыше $200 млн. Часть выручки будет направлена на реализацию образовательных инициатив. Предаукционное выставочное турне топ-лотов пройдет в Тайбэе, Токио, Гонконге и Лондоне. Бизнесмен, коллекционер и филантроп Эдвин Локридж Кокс прославился не только как истинный провидец в области американской энергетики, но и как покровитель ряда важнейших культурных институций США.
Эдриан Мейер, руководитель направления частных продаж и сопредседатель департамента искусства импрессионизма и модернизма Christie's: «Возможно, это одна из лучших коллекций искусства импрессионизма из всех, что когда-либо предлагались на аукцион. Эти торги станут настоящей вехой в аукционной истории и уникальной возможностью пополнить свое собрание для любого коллекционера или музея».
Шедевры раннего импрессионизма, такие как «Гавань Аржантея» Клода Моне или «Сена в Аржантее» Альфреда Сислея, позволяют проследить за тем, как эти художники меняли сам подход к пейзажной живописи. Портреты кисти Пьера-Огюста Ренуара, Берты Моризо и американского импрессиониста Чайльда Гассама оказали аналогичное воздействие в рамках своего жанра, позволив этим художникам запечатлеть характер, красоту и молодость своих натурщиков. Несколькими годами позже Винсент Ван Гог сделал еще один шаг в этом направлении и превратил человеческое лицо в сочетание ярких красок и фактурных мазков. Для многих из этих работ предстоящие торги станут первым за многие десятилетия появлением перед широкой публикой.
Коллекция четы Кокс иллюстрирует историю импрессионизма и постимпрессионизма выдающимися примерами, демонстрируя целый ряд ключевых стилистических и тематических характеристик этого направления. Настоящей жемчужиной коллекции является важнейшая для творчества Гюстава Кайботта работа «Молодой мужчина у окна», которая вынесена на обложку каталога-резоне художника (оценка по запросу, свыше $50 млн). На этом написанном в 1876 году полотне изображен брат художника, Рене Кайботт, стоящий у окна фамильной квартиры, расположенной в 8-м округе Парижа. Особенностью работы является тот факт, что она сочетает в себе влияние академической подготовки Кайботта с его растущим интересом к реализму. Работа участвовала в первой выставке художников-импрессионистов в Америке, прошедшей в 1886 году, снискав Кайботту репутацию проницательного летописца современной жизни. Вскоре она вошла в число самых значимых произведений художника.
Винсент Ван Гог (1853–1890), «Деревянные хижины среди оливковых деревьев и кипарисов»; холст, масло, 45,5 x 60,3 см. Написано в Сен-Реми в октябре 1889 года. Оценка по запросу (порядка $40 млн). В работе Винсента Ван Гога «Деревянные хижины среди оливковых деревьев и кипарисов» излюбленные провансальские мотивы сочетаются с характерными особенностями его зрелого стиля, сформировавшегося в Сен-Реми, где и была написана эта картина в октябре 1889 года (оценка по запросу, порядка $40 млн). Годовое пребывание Ван Гога в Сен-Реми привело к тому, что его работы достигли апогея выразительности по мере того, как он изображал мир вокруг себя со все нарастающей экспрессией. В сентябре того же года он писал брату Тео: «… я тружусь как одержимый, и меня еще больше, чем раньше, снедает неистовая жажда работы. Думаю, что она поможет мне вылечиться».
Поль Сезанн (1839–1906), «Л’Эстак с красными крышами»; холст, масло, 65,5 x 81,4 см. Написано приблизительно в 1883–1885 годах. Оценка: $35 000 000 – 55 000 000. Картина Поля Сезанна «Л’Эстак с красными крышами», написанная примерно в 1883–1885 годах, является одним из самых новаторских пейзажей того времени (оценка: $35–55 млн). Яркие кубические дома и гладь синего моря воплощают в себе различные аспекты, которые преследовал в своем творчестве Сезанн. Это одна из вершин интенсивного творческого всплеска, характерного для того времени, когда художник посещал Л’Эстак в конце 1870-х – начале 1880-х годов. Сводя пейзаж к элементарным составляющим, Сезанн все чаще экспериментировал с абстракцией.
Написанная в 1874 году, когда прошла первая выставка импрессионистов, картина Клода Моне «Гавань Аржантея» представляет собой характерный для этого переломного момента пейзаж (оценка: $15–25 млн). Моне, часто работавший этим летом вместе с Мане и Ренуаром, воплотил в этом произведении результаты коллективных усилий импрессионистов по преображению живописи. Новаторский характер носят как сюжет (парусный спорт как новый вид загородного отдыха), так и техника исполнения. Моне использует насыщенную палитру, а краска наносится смелыми мазками во время работы на пленэре, что позволяет запечатлеть природу с известной долей непосредственности.
Альфред Сислей написал картину «Сена в Аржантее» в решающем 1872 году, когда импрессионизм окончательно сформировался как стиль (оценка: $2–3 млн). Полотно излучает тихое очарование сельской жизни и утонченностью, присущей творчеству художника на тот момент. Длинными свободными мазками Сислей запечатлел мерцающую водную гладь, в которой отражается нежный свет просторного неба. Подчеркивая естественность изображения, художник даже написал отражение своей подписи на воде.