Автор : Людмила Скарульская
09 июль 2021 г.
 

Согласно отчету Alvarez & Marsal (A&M), ведущей международной компании по оказанию профессиональных услуг, которая предоставляет консультации по повышению эффективности бизнеса и реструктуризации, COVID-19 оказал глубокое влияние на все отрасли розничной торговли по всей Европе, подняв при этом «цифровые» продажи на новые высоты.

Исследование содержит информацию, полученную на основе исследования потребительской группы из более чем 3000 домохозяйств в шести европейских странах (Великобритании, Испании, Швейцарии, Франции, Италии и Германии), а также анализ более 250 европейских розничных торговцев, на которые приходится более 2 триллионов евро расходов в 2019/20. Цифры показывают, что маржа розничной прибыли до налогообложения на шести изученных ключевых европейских рынках упала с 6,4% до 4,5% из-за покупок в Интернете, что свидетельствует о том, что по мере роста проникновения электронной коммерции маржа падает.

На начальных этапах пандемии на основных европейских розничных рынках произошел резкий сдвиг в сторону электронной коммерции, поскольку потребители открыли новые пути для покупки товаров и услуг. Рост онлайн-продаж стремительно рос, при этом на таких рынках, как Великобритания, уровень проникновения онлайн-продаж в 2020 году достиг почти 40%. Во всех шести регионах доля онлайн-продаж выросла в среднем с 12,1% в 2019 году до 14,8% в 2020 году.

Для многих предприятий, стремящихся сохранить свою актуальность и пережить перерыв в продажах, их переход на новые площадки, вероятно, будет означать сложную корректировку, поскольку бизнес-модели должны соответствовать «новым нормам». Прибыльность окажется под сильным давлением, поскольку операционные модели, которые непропорционально ориентированы на физические оффлайн каналы, изо всех сил пытаются сбалансировать затраты, поскольку на онлайн-продажи приходится всё большая часть продаж.

Больше новостей в нашем telegram-канале Icon Life, подпишитесь, чтобы узнавать первыми 

Исследование A&M показывает, что чуть менее трети европейских потребителей считают, что их покупательские привычки навсегда изменятся из-за Covid-19, со значительным и постоянным сдвигом в сторону онлайн-покупок, особенно для одежды, товаров для дома и электротехники. В некоторых странах, таких как Великобритания, постоянное изменение покупательских привычек достигает почти четырех из десяти покупателей. Большинство потребителей намерены и дальше совершать больше покупок в Интернете после пандемии, но их масштабы будут значительно различаться в зависимости от категории, демографии и страны.

Что касается одежды, то масштабы онлайн-сдвига варьируются в зависимости от возрастной группы потребителей. Покупатели молодого и среднего возраста с большей вероятностью будут постоянно менять свои расходы на одежду в Интернете по сравнению с покупателями старшего возраста. Только 17,0% людей старше 65 лет после того, как вирус утихнет, переместят свои расходы на модную одежду в Интернете, по сравнению с 27,3% среди людей в возрасте от 35 до 44 лет во всех проанализированных странах.

GiantEditorialStandard Diana HP Jul 02 new 001 Default

По мере того как онлайн-рынок набирает обороты, объемы онлайн-отдачи неизбежно будут расти, что оказывает сильное давление на маржу прибыли. Обработка возвратов – это то, что розничные торговцы называют обратной логистикой, стоимость которой обратно пропорциональна. Покупатели привыкли рассчитывать на быструю и недорогую доставку, поэтому финансовое бремя доставки в значительной степени ложится на плечи розничных продавцов.

Процент возврата зависит от категории, но в случае с одеждой покупатели могут покупать даже несколько предметов с намерением вернуть большую часть. Каждый возврат включает такие расходы, как доставка, обслуживание клиентов, проверка и сортировка товаров, иногда их переупаковка и ремонт, хранение, и даже ликвидация. По мере роста электронной коммерции объем прибыли продолжает расти.

Переход к преобладающим интернет-продажам оставит многих розничных торговцев незащищенными, и структура затрат будет непропорционально отнесена к их физическим каналам, в то же время они столкнутся с растущими переменными издержками, поскольку на онлайн-продажи приходится всё большая доля продаж. Многие розничные торговцы останутся с большим количеством торговых точек, часто привязанными к негибкой структуре аренды, которая будет препятствовать их способности менять бизнес-модели так быстро, как им нужно.

GiantEditorialStandard Diana HP Jul 02 new 001 Default копия

Интернет-магазины, которые лишены других каналов продаж, обычно работают со значительно более низкой маржой, чем многоканальные и обычные бизнес-модели. Анализ, проведенный A&M, показывает, что средняя маржа прибыли до вычета налогов для онлайн-ритейлеров на ключевых проанализированных европейских рынках составила 1,4% по сравнению с 5,4% для всей отрасли. Это отражает разницу в структуре затрат, бизнес-моделях и чувствительности потребителей к ценам. где прозрачность в отношении цен, обслуживания и качества оказывает еще большее давление на снижение прибыльности.

A&M прогнозирует, что ускорение онлайн-роста приведет к падению рентабельности к 2025 году до 3,2 процента в шести проанализированных европейских странах по сравнению с 3,7 процента для сценария «без воздействия Covid-19». Общая прибыль будет на 11 миллиардов евро меньше к 2024/25 году по сравнению со сценарием, когда Covid-19 не влияет на поведение потребителей в шести проанализированных европейских странах. В совокупности за пятилетний прогнозный период это составляет около 35 миллиардов евро в виде снижения прибыли в ключевых проанализированных европейских странах.

Поскольку европейская отрасль розничной торговли переживает период трансформации, предприятиям необходимо применять более подробный и основанный на данных подход к прибыльности. Переход к интернету-торговле окажет наибольшее давление на операционные модели, зависящие от магазинов, и потребует от компаний перехода на цифровые пути обслуживания потребностей покупателя.

Топ статей

Читать больше