Тридцать шесть лет назад новичок Chicago Bulls - Майкл Джордан - непреднамеренно изменил правила игры с кроссовками (во многих отношениях), подписав контракт с Nike после того, как Converse не смогли выполнить его требования. Остальное уже стало великой историей, которую никому не удалось превзойти.
По состоянию на конец прошлого финансового года, бренд Nike Air Jordan оценивался примерно в 3 миллиарда долларов США, причем сам Джордан с того знаменательного дня 1984 года получил более 1,3 миллиарда долларов США от сделки, которая не предвещала стать великой. Тем не менее, спустя десятилетия, мы знаем, что это была не только самая прибыльная сделка для спортмена за всю историю, но и самая крупная рекламная сделка в истории спорта, озолотившая всех причастных.
Хотя сейчас Nike является синонимом некоторых из величайших спортсменов мира и небывалого коммерческого успеха современной эпохи, так было далеко не всегда. В восьмидесятых это была не более чем молодая американская компания, достигшая двадцатилетнего возраста, которая просто не могла конкурировать с сильными конкурентами, такими как Converse – основная обувь NBA в то время – или Adidas, которые были сильнее во всех отношениях, от доходов и известности до маркетинга с рекламой. После некоторых переговоров Nike сумела привлечь самого «Его Воздушество» Майкла Джордана к сотрудничеству, предложив небывалый аванс в размере 250 000 долларов США и, конечно же, главное – возможность разработки и выпуска своей собственной линии кроссовок.
Первоначально Nike осторожно прогнозировала сумму продаж кроссовок Air Jordan к финалу четырехлётнего срока контракта с Джорданом в 3 миллиона долларов. Но только за первый год Nike продаст кроссовки на сумму 126 миллионов долларов – почти исключительно из-за имени, репутации и звездного авторитета Джордана. Однако, кто тогда мог предположить, что это была лишь лишь начало и верхушка айсберга.
Air Jordan I впервые увидели свет в 1985 году в красно-черной цветовой гамме. Легендарный комиссар Национальной баскетбольной ассоциации Дэвид Стерн штрафовал Майкла Джордана на 5 тысяч долларов за каждую игру, проведенную в противоречащих дресс-коду лиги кроссовках, а Nike пользовались этим в качестве рекламы и привлечения внимания. Джордан специально выходил на игру в «несоответствующих» кроссовках, NBA штрафовала его, а Nike продолжала считать прибыль, увеличив продажи с 870 миллионов до 4 миллиардов долларов в год.
Больше новостей в нашем telegram-канале Icon Life, подпишитесь, чтобы узнавать первыми!
В 1984 году Майкл «Air Jordan» Джордан проложил путь Nike, чтобы оставить своих конкурентов оставаться вечно вторыми:
- Nike теперь имеет «виртуальную монополию» в некогда конкурентном бизнесе баскетбольных кроссовок.
- Доля Nike и бренда Air Jordan на рынке спортивного баскетбола в прошлом году составила 86% (по данным исследовательской компании NPD).
- Доминирование компании стало ещё более распространенным в категории баскетбола в стиле лайфстайл с долей 96%.
- 77% игроков НБА носили обувь Nike/Jordan в сезоне 2019-20, причем девять лучших моделей были произведены Nike (по данным сайта базы данных Baller Shoes DB).
- Выручка Nike в размере 40 миллиардов долларов за последние 12 месяцев была на 60% больше, чем у Adidas, и в 43 раза больше, чем до Джордана.
- Рыночная капитализация Nike: 201,5 миллиарда долларов США (в 3 раза больше, чем у Adidas).
Вишенка на торте? В 2003 году Nike приобрела Converse всего за 309 миллионов долларов США; и Reebok за 3,8 миллиарда долларов два года спустя. Всё верно, это эффект MJ. Привет, Канье.