Две крупнейшие группы - производители часов и ювелирных украшений - Swatch и Richemont опубликовали свои финансовые отчеты за первое полугодие текущего года. В целом ситуация схожая - по сравнению с рекордным 2023-м первая половина 2024-го не очень благосклонна к часовой отрасли.
Swatch Group сообщает о снижении продаж. Объем продаж швейцарской группы, в которую входит Omega, Longines, Tissot и другие, составившей 3,445 млрд франков, снизился на 14,3% при постоянном обменном курсе. Снижение продаж сильно повлияло на операционную прибыль, составившую 204 миллиона швейцарских франков по сравнению с 686 миллионами швейцарских франков в предыдущем году. Swatch Group сообщает, что снижение продаж было вызвано резким падением спроса на предметы роскоши в Большом Китае. Бренд Swatch - единственный в группе, чьи продажи в Китае выросли.
После достижения рекордов в 2023 году общий рынок предметов роскоши переживает спад, как и Swatch Group после рекордного 2023 года. Как видно за последние месяцы, часовая индустрия сталкивается с теми же проблемами. В частности, китайский рынок находится под давлением из-за слабого местного спроса, вызванного экономической неопределенностью.
Экономика Китая во втором квартале росла гораздо медленнее, чем ожидалось, на фоне снижения потребительского доверия. По данным Федерации швейцарской часовой промышленности, мировой экспорт швейцарских часов за первые 5 месяцев 2024 года сократился на 2,5%, при этом -18,2% в Китае и -19,2% в Гонконге, втором и третьем рынках швейцарской часовой промышленности.
Swatch Group отмечает, что её продажи за пределами Китая находятся на уровне рекордного 2023 года в местных валютах. Сложная рыночная конъюнктура особенно сильно повлияла на продажи люксовых брендов Breguet, Blancpain и Omega, в то время как Tissot и Longines сохранили сильные позиции. Спрос на коллаборации Swatch x Omega и Swatch x Blancpain оставался стабильным.
Richemont Group стабильна! Richemont Group, похоже, сопротивляется текущей макроэкономической и геополитической неопределенности: продажи выросли на 1% при постоянном обменном курсе по сравнению с тем же периодом 2023 года – с 1 апреля по 30 июня. Группа сообщает о продажах на уровне 5,268 млрд евро за 1 квартал 2024 года по сравнению с 5,322 млрд евро за 1 квартал 2023 года, что на 1% меньше из-за фактических обменных курсов. В целом ситуация по группе стабильная.
Если присмотреться к отчетам Richemont, то можно увидеть различия в зависимости от регионов и направлений бизнеса. В то время как Европа неожиданно сообщает о росте (+5%), Америка выросла на 10%, Япония особенно впечатляет: продажи увеличились на 59%, что стимулируется внутренним спросом и туристами из Азии и Америки, причем на продажи влияет и ослабленная иена.
Однако Азиатско-Тихоокеанский регион, важнейший рынок часов и ювелирных изделий (35% продаж группы), серьезно пострадал от низкого общего спроса: продажи за этот период упали на 18%. В Китае, Гонконге и Макао совокупные продажи упали на 27%. Ближний Восток также остается позитивным, +8%.
Также важно то, что Richemont сообщает об устойчивых продажах своих ювелирных брендов (Cartier, Van Cleef & Arpels, Buccellati), продажи выросли на 4%. На эти три бренда в совокупности приходится около 70% продаж группы. Однако продажи часов упали на 13%, причем показатели Японии лишь частично компенсировали снижение продаж в Европе и Азии. Richemont отмечает устойчивость Vacheron Constantin и A. Lange & Söhne. На часовые бренды сейчас приходится лишь 17% продаж группы.